Жилые дома
Bürgerhäuser

Альтштадтский рынок был широкой улицей (Рыночной площадью). Здесь проходили регулярные ярмарки, находились самые престижные лавки и магазины, улица отличалась многолюдностью и оживленностью.

Альтштедтишер Маркт № 1 / Угол Бергштрассе – Altstädtischer Markt № 1/ Ecke Bergstrasse

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 1. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10. См. также: Faber C., S. 18].

Альтштадтский рынок служил главной торговой улицей города, начиная с его основания. Это была широкая улица-площадь, тянувшаяся почти от южных стен замка, точнее от Кирхенштрассе (ее отрезка – Постштрассе) до Вассергассе – Водной улицы. Северную сторону Альтштадтского рынка замыкало представительное здание почты с памятником королю Фридриху Вильгельму I (1730 г., ск. И. Майсснер). Здание почты было приобретено в середине XIX в. сначала для кондитерской Поматти, позднее перешедшей к Штеркау. Здесь изготовляли знаменитый кёнигсбергский марципан [Jäger E., Schreiner R., S. 86]. С южной стороны площади возвышались жилые дома, стоявшие вдоль Вассергассе, с узким проходом, ведущим на берег Преголи, к Рыбному рынку – Фишмаркту.

 

С восточной и западной стороны на Альтштадтский рынок выходили тесно стоявшие четырех-пятиэтажные дома, к каждому из которых примыкали пристройки, имевшие два-три яруса, на крышах которых размещались открытые балконы. А. Болотов, служивший во время Семилетней войны (1756-1764) в Кёнигсберге, писал об этой улице Альтштадта: «Посредине же в сей части находилась нарочито просторная, четвероугольная, продолговатая площадь, окруженная вокруг такими же сплошными высокими домами. Площадь сия достопамятна тем, что в конце её находятся наилучшие ряды или лавки с разными товарами, а на самой площади в каждую неделю, по субботам, производились торги мясом и другими съестными припасами. И в сии дни площадь сию никак узнать нельзя, ибо вся она в один час застраивалась множеством деревянных, но порядочных разборных лавочек, которые все под вечер паки разбирались, и площадь к воскресенью очищалась так, что на ней не было ни одной соринки. Сие обыкновение показалось нам сначала очень странно, но после не могли мы тем довольно налюбоваться» [Болотов А., с. 51].

 

О длительной традиции торговой площади свидетельствует гравюра художника-графика, профессора Кёнигсбергской академии художеств Генриха Вольфа (1875-1940) с изображением оживленной уличной толпы и многочисленных прилавков с навесами. Гравюра датируется концом 1920 гг., когда на месте жилых домов, располагавшихся на углу Ланггассе и Альтштедтишер Маркт, было возведено многоэтажное ступенчатое здание торгового дома «Киве» (Kaufhaus «Kiewe»), напоминавшей древний зиккурат.

Рис. 2. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Г. Вольф. Гравюра. Ок. конца 1920-х гг. Слева в глубине – новое многоэтажное здание торгового дома «Киве» [Jäger E., Schreiner R., S. 135].

Жилой дом № 1 стоял на углу Альтштадтского рынка и Бергштрассе (на плане В. Мюллера Бергштрассе включена в Кирхенгассе). Значительное по размерам здание тянулось длинной стороной вдоль Бергштрассе, а главным фасадом выходило на рыночную площадь. Несмотря на обширные размеры, здание не имело внутреннего двора. Очевидно, было достаточно освещения со стороны двух уличных фасадов. Четырехэтажное сооружение выделялось высотой этажей, завершалось массивным карнизом и вальмовой крышей. Вероятно, вальма появилась в XIX в., а до этого жилой дом имел традиционный треугольный щипец с украшениями. Постепенная замена изукрашенных щипцов происходила в городе повсеместно, так как декор требовал дорогостоящего ухода и постоянного ремонта, что не всегда было по карману владельцам домов.

 

Здание значительно возвышалось над соседними трехэтажными домами под № 2 и 3.

 

Рис. 3. Альтштадтский рынок. А.Х. Франк/Е. Хеннинг. Цв. литография. Ок. 1850 г. [Jäger E., Schreiner R.].

Фасад, обращенный к рынку, имел по три высоких окна на каждом этаже, обрамленных наличниками с треугольными сандриками (маленькими фронтончиками).

Рис. 4. Альтштадтский рынок. А.Х. Франк/Е. Хеннинг. Цв. литография. Ок. 1850 г. Фрагмент. Жилой дом № 1 [Jäger E., Schreiner R., S. 48].

А. Бёттихер писал также, что «отдельные этажи дома расчленены пилястрами» [Boettiche Ar. S. 207]. Возможно, первоначальная композиция фасада и его завершение были подобны изысканной структуре фасадной плоскости дома № 15 на том же рынке, но впоследствии подверглись упрощению.

 

Рис. 5. Альтштадтский рынок. Жилой дом № 15 [Dethlefsen R., Tafel 4].

А. Бёттихер отмечал, что «среднее окно второго этажа на фасаде, обращенном к Бергштрассе, имело красивое обрамление в виде гирлянд из пучков листьев и двух спокойно сидящих женских фигур» [Boetticher A., S. 207].

 

А. Варда дал несколько иную трактовку декоративной композиции наличника: «Наверху, над выходом на балкон два сидящих гения, объединенные фестонами, держат ленту с надписью: Слава единому Богу. 1709 г.» [Warda A., S. 286].

Рис. 6. Альтштадтский рынок. Жилой дом № 1/ угол Бергштрассе. Оформление окна [Block F., S. 28].

Дом принадлежал Лореку, а до него – Фабиану, владельцу галантерейного магазина [Warda A. S. 286].

Альтштедтишер Маркт № 2  – Altstädtischer Markt № 2 

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 7. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10. См. также: Faber C., S. 18].

Альтштадтский рынок служил главной торговой улицей города, начиная с его основания. Это была широкая улица-площадь, тянувшаяся почти от южных стен замка, точнее от Кирхенштрассе (ее отрезка – Постштрассе) до Вассергассе – Водной улицы. Северную сторону Альтштадтского рынка замыкало представительное здание почты с памятником королю Фридриху Вильгельму I (1730 г., ск. И. Майсснер). Здание почты было приобретено в середине XIX в. сначала для кондитерской Поматти, позднее перешедшей к Штеркау. Здесь изготовляли знаменитый кёнигсбергский марципан [Jäger E., Schreiner R., S. 86]. С южной стороны площади возвышались жилые дома, стоявшие вдоль Вассергассе, с узким проходом, ведущим на берег Преголи, к Рыбному рынку – Фишмаркту.

 

С восточной и западной стороны на Альтштадтский рынок выходили тесно стоявшие четырех-пятиэтажные дома, к каждому из которых примыкали пристройки, имевшие два-три яруса, на крышах которых размещались открытые балконы. А. Болотов, служивший во время Семилетней войны (1756-1764) в Кёнигсберге, писал об этой улице Альтштадта: «Посредине же в сей части находилась нарочито просторная, четвероугольная, продолговатая площадь, окруженная вокруг такими же сплошными высокими домами. Площадь сия достопамятна тем, что в конце её находятся наилучшие ряды или лавки с разными товарами, а на самой площади в каждую неделю, по субботам, производились торги мясом и другими съестными припасами. И в сии дни площадь сию никак узнать нельзя, ибо вся она в один час застраивалась множеством деревянных, но порядочных разборных лавочек, которые все под вечер паки разбирались, и площадь к воскресенью очищалась так, что на ней не было ни одной соринки. Сие обыкновение показалось нам сначала очень странно, но после не могли мы тем довольно налюбоваться» [Болотов А., с. 51].

 

О длительной традиции торговой площади свидетельствует гравюра художника-графика, профессора Кёнигсбергской академии художеств Генриха Вольфа (1875-1940) с изображением оживленной уличной толпы и многочисленных прилавков с навесами. Гравюра датируется концом 1920 гг., когда на месте жилых домов, располагавшихся на углу Ланггассе и Альтштедтишер Маркт, было возведено многоэтажное ступенчатое здание торгового дома «Киве» (Kaufhaus «Kiewe»), напоминавшей древний зиккурат.

Рис. 8. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Г. Вольф. Гравюра. Ок. конца 1920-х гг. Слева в глубине – новое многоэтажное здание торгового дома «Киве» [Jäger E., Schreiner R., S. 135]

Жилой дом № 2 стоял на восточной стороне Альтштадтского рынка. Он представлял в плане вытянутый в длину прямоугольник с очень незначительным по размеру двориком. Узким, особенно в сравнении с соседним угловым зданием под № 1, фасадом здание выходило на рыночную площадь. Облик постройки сохранила гравюра с изображением рыночной площади, выполненная около 1850 г.

Рис. 9. Альтштадтский рынок. А.Х. Франк/Е. Хеннинг. Цв. литография. Ок. 1850 г. [Jäger E., Schreiner R.].

Вероятно, изначально дом имел традиционную двускатную крышу и был обращен к улице треугольным щипцом той или иной формы. Образцы завершения фасада могут быть представлены, например, рисунком фасадов домов XVIII в., стоявших на Постштрассе (Почтовой улице) города Браунсберга (совр. Бранёво, Польша), представленные в книге К. Хауке [Hauke K., S. 140].

Рис. 10. Браунсберг (совр. Бранёво, Польша). Образцы решения фасадов и завершений домов XVIII в. на Почтовой улице [Hauke K., S. 140].

Вероятно, в первой половине XIX в. крыша была изменена на покатую вальмовую кровлю, отделенную от перекрытия декоративным карнизом.  Замена высоких треугольных изукрашенных щипцов была в то время повсеместной практикой. 

Рис. 11. Альтштедтишер Маркт. A.H. Frank/Emil Hennig. Раскрашенная литография. Ок. 1850 г. Фрагмент [Jäger E., Schreiner R., S. 72].

А. Варда писал об этом здании: «Так называемый «Хёкерай [Die Höckerei – розничная торговля овощами и другими продуктами питания]» и пивной бар. Стены таверны были украшены мелкими голландскими голубыми глазурованными плитками, в основном с пейзажами и цветами. Собственно дом имел пристройку, на которую вёл эркер. В старину здесь размещалась пивоварня. Здание не отличается впечатляющей архитектурой. Поставленные в старину перед лестницей украшения давно убрали» [Warda A. S. 286].

Рис. 12. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта. Открытка. Кон. XIX в. [Wagner W.D., 2011, S. 54].

Дом едва виден на фотографиях конца XIX в.

Рис. 13. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта [Boetticher A., S. 205].

Альтштедтишер Маркт № 3 – Altstädtischer Markt № 3

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 14. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Г. Вольф. Гравюра. Ок. конца 1920-х гг. Слева в глубине – новое многоэтажное здание торгового дома «Киве» [Jäger E., Schreiner R., S. 135]

Жилой дом № 3 стоял на западной стороне Альтштадтского рынка. Он представлял в плане правильный прямоугольник и выходил узким главным фасадом на рынок, а задним фасадом был обращен к довольно большому квадратному внутреннему дворику, общему для дома № 4 по Альтштедтишер Маркт и дома № 22 и № 21 по улице Шмидегассе. Можно предположить, что дом хорошо освещался, так как имел незначительную глубину, по сравнению, например, с соседними домами № 1 и № 2.

 

Облик постройки сохранила гравюра с изображением рыночной площади, выполненная около 1850 г.

Рис. 15. Альтштадтский рынок. А.Х. Франк/Е. Хеннинг. Цв. литография. Ок. 1850 г. [Jäger E., Schreiner R.]

Дом № 3 похож на стоявший рядом соседний дом № 2, он также трехэтажный, но имеет меньшую высоту. Здание завершается широким карнизом, над которым едва заметны скаты крыши. Этажи отделялись узкими горизонтальными тягами. Каждый этаж членился тремя вытянутыми в высоту проемами окон, вероятно традиционно восьмичастными. Никаких описаний этого здания, упоминаний о примечательных деталях оформления, рода занятий его владельцев пока не обнаружено.

 

Рис. 16. Альтштедтишер Маркт. A.H. Frank/Emil Hennig. Раскрашенная литография. Ок. 1850 г. Фрагмент – дом № 3. [Jäger E., Schreiner R., S. 72].

Вероятно, изначально дом имел традиционную двускатную крышу и был обращен к улице треугольным щипцом той или иной формы. Образцы завершения фасада могут быть представлены, например, рисунком фасадов домов XVIII в., стоявших на Постштрассе (Почтовой улице) города Браунсберга (совр. Бранёво, Польша), представленные в книге К. Хауке [Hauke K. S. 140].

Рис. 17. Браунсберг (совр. Бранёво, Польша). Образцы решения фасадов и завершений домов XVIII в. на Почтовой улице [Hauke K., S. 140].

Вероятно, в первой половине XIX в. крыша была изменена на покатую вальмовую кровлю, отделенную от перекрытия декоративным карнизом. Замена высоких треугольных изукрашенных щипцов была в то время повсеместной практикой.

 

Жилой дом № 3 представлен также на некоторых фотографиях рынка Альтштадта, но его облик почти не различим.

Рис. 18. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта. Открытка. Кон. XIX в. [Wagner W.D., 2011, S. 54].

Рис. 19. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта [Boetticher A., S. 205].

Рис. 20. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта. Открытка. Конец XIX в. [Wagner W.D., 2011, S. 55].

Альтштедтишер Маркт № 4 – Altstädtischer Markt № 4

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 21. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Г. Вольф. Гравюра. Ок. конца 1920-х гг. Слева в глубине – новое многоэтажное здание торгового дома «Киве» [Jäger E., Schreiner R., S. 135]

Жилой дом № 4 стоял на восточной стороне Альтштадтского рынка. Он представлял в плане правильный прямоугольник и выходил узким главным фасадом на рынок, а задним фасадом с узкой пристройкой тянулся вдоль довольно большого квадратного внутреннего двора, общего для дома № 3 по Альтштедтишер Маркт и дома № 22 и № 21 по улице Шмидегассе.

 

Облик постройки сохранила гравюра с изображением рыночной площади, выполненная около 1850 г.

Рис. 22. Альтштадтский рынок. А.Х. Франк/Е. Хеннинг. Цв. литография. Ок. 1850 г. [Jäger E., Schreiner R.]

Вероятно, изначально дом имел традиционную двускатную крышу и был обращен к улице треугольным щипцом той или иной формы. Возможно, что дом завершался похожим по силуэту щипцом, как на доме № 6. До крыши оба дома имели почти одинаковую высоту.

 

Образцы завершения фасада могут быть представлены также рисунком фасадов домов XVIII в., стоявших на Постштрассе (Почтовой улице) города Браунсберга (совр. Бранёво, Польша), представленные в книге К. Хауке [Hauke K., S. 140].

Рис. 23. Альтштедтишер Маркт. A.H. Frank/Emil Hennig. Раскрашенная литография. Ок. 1850 г. A.H. Frank/Emil Hennig. Раскрашенная литография. Ок. 1850 г. Фрагмент – дом № 4 в центре композиции. [Jäger E., Schreiner R., S. 72].

Вероятно, изначально дом имел традиционную двускатную крышу и был обращен к улице треугольным щипцом той или иной формы. Возможно, что дом завершался похожим по силуэту щипцом, как на доме № 6. До крыши оба дома имели почти одинаковую высоту.

 

Образцы завершения фасада могут быть представлены также рисунком фасадов домов XVIII в., стоявших на Постштрассе (Почтовой улице) города Браунсберга (совр. Бранёво, Польша), представленные в книге К. Хауке [Hauke K., S. 140].

Рис. 24. Браунсберг (совр. Бранёво, Польша). Образцы решения фасадов и завершений домов XVIII в. на Почтовой улице [Hauke K., S. 140].

Вероятно, в первой половине XIX в. крыша была изменена на покатую вальмовую кровлю, отделенную от перекрытия декоративным карнизом. Замена высоких треугольных изукрашенных щипцов была в то время повсеместной практикой.

Нижнего первого яруса дома не видно, но, исходя из двухосевой композиции фасада, он был асимметричен – одну его половину занимало окно, вторую – входной проём.

 

Жилой дом № 4 представлен также на некоторых фотографиях рынка Альтштадта, но его облик почти не различим.

 

Рис. 26. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта. [Boetticher A., S. 205].

Рис. 19. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта [Boetticher A., S. 205].

Рис. 27. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта. Открытка. Кон. XIX в. [Wagner W.D., S. 55].

Альтштедтишер Маркт № 5 – Altstädtscher Markt № 5

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 28. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Генрих Вольф. Гравюра. Ок. конца 1920-х гг. Слева в глубине – новое многоэтажное здание торгового дома «Киве». [Jäger E., Schreiner R., S. 135].

 

Жилой дом № 5 стоял на восточной стороне Альтштадтского рынка. Он занимал небольшой короткий участок, представлял в плане правильный прямоугольник и выходил узким главным фасадом на рынок. Задним фасадом дом был обращен к квадратному дворику, занимавшему третью часть домовладения.

 

Облик постройки сохранила гравюра с изображением рыночной площади, выполненная около 1850 г.

Рис. 29. Альтштадтский рынок. А.Х. Франк/Е. Хеннинг. Цв. литография. Ок. 1850 г. [Jäger E., Schreiner R.]

Четырехэтажный дом № 5 был значительно ниже соседних зданий № 4 и № 6, имел всего по два вытянутых вертикально оконных проема на каждом этаже, то есть двухосевой фасад. Дом казался зажатым между двумя высокими зданиями. Он завершался узким карнизом, над которым на гравюре 1850 г. заметны скаты вальмовой крыши. Этажи отделялись узкими горизонтальными тягами, причем до четвертого этажа горизонтальные поэтажные членения совпадали с профилированным тягами дома № 4, таким образом высота этажей совпадала. Четвёртый верхний этаж был составлял почти половину высоты нижележащих ярусов, особенно его несоразмерность бросалась в глаза по сравнению с таким же этажом соседнего дома. Никаких описаний этого здания, упоминаний о примечательных деталях оформления, рода занятий его владельцев пока не обнаружено.

Рис. 30. Альтштедтишер Маркт. A.H. Frank/Emil Hennig. Раскрашенная литография. Ок. 1850 г. A.H. Frank/Emil Hennig. Раскрашенная литография. Ок. 1850 г. Фрагмент – дом № 4 в центре композиции. [Jäger E., Schreiner R., S. 72].

Как и соседние постройки, дом изначально имел традиционную двускатную крышу и был обращен к улице треугольным щипцом той или иной формы.

 

Образцы завершения фасада могут быть представлены также рисунком фасадов домов XVIII в., стоявших на Постштрассе (Почтовой улице) города Браунсберга (совр. Бранёво, Польша), представленные в книге К. Хауке [Hauke K. S. 140].

 

Рис. 31. Браунсберг (совр. Бранёво, Польша). Образцы решения фасадов и завершений домов XVIII в. на Почтовой улице [Hauke K., S. 140].

Вероятно, в первой половине XIX в. крыша была изменена на покатую вальмовую кровлю, отделенную от перекрытия декоративным карнизом.  Замена высоких треугольных изукрашенных щипцов была в то время повсеместной практикой.

 

Нижнего первого яруса дома не видно, но, исходя из двухосевой композиции фасада, он был асимметричен – одну его половину занимало окно, вторую – входной проём.

 

Жилой дом № 5 представлен также на некоторых фотографиях рынка Альтштадта, но его облик почти не различим.

Рис. 32. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта. Открытка. Кон. XIX в. [Wagner W.D., S. 54].

Рис. 33. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта [Boetticher A., S. 205].

В 1895 г. старинные узкие бюргерские дома на восточной стороне рыночной площади, в том числе дома № 4, 5, 6, были снесены, их заменило большое новое здание в стиле историзма, с многочисленными торговыми и жилыми помещениями (на фото слева) на углу Ланггассе.

Рис. 34. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта. Открытка. Кон. XIX в. [Wagner W.D., S. 55].

Альтштедтишер Маркт № 6 – Altstädtischer Markt № 6

Жилой дом – Bürgerhaus

Жилой дом № 6 находился на восточной стороне Альтштадского рынка, рядом с обширным угловым зданием, стоявшим напротив бокового фасада ратуши на пересечении Альтштедтише Ланггассе и рыночной площади. Фрагмент его фасада запечатлен на несохранившейся картине кёнигсбергского живописца, рисовальщика и литографа Юлиуса Кнорре (1804-1884), написанной, предположительно, в 1838 г. [Gemälde…].

Рис. 35. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Генрих Вольф. Гравюра. Ок. конца 1920-х гг. Слева в глубине – новое многоэтажное здание торгового дома «Киве». [Jäger E., Schreiner R., S. 135].

Рис. 36. Кнорре Ю. Кёнигсберг. Сцена у фонтана. 1838 г. [Gemälde…].

 

На фрагменте картины Ю. Кнорре отчетливо представлен многоэтажный отштукатуренный фасад дома, расчлененный по горизонтали арочными нишами, обрамляющими вертикально вытянутые окна. Следует отметить, что верхние части ниш последнего этажа изображены «слепыми», то есть частично замурованными. В нижней части оконных ниш заметно некое подобие проемов – возникает впечатление, что окна частично заложены.

Рис. 38. Кнорре Ю. Кёнигсберг. Сцена у фонтана. 1838 г. Фрагмент [Gemälde…].

Перед домом хорошо заметна выступающая прямо на площадь одноэтажная пристройка с пологой односкатной крышей. Существовал ли на крыше пристройки балкон – неясно, ограждение не зафиксировано художником. На гравюре 1850 г. ограждение уже присутствует, но скат крыши довольно значителен. Пристройка выглядит почти двухъярусной, так как дом имел высокий полуподвальный этаж.

Рис. 39. Альтштедтишер Маркт. A.H. Frank/Emil Hennig. Раскрашенная литография. Ок. 1850 г. Ратуша и жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60 [Jäger E., Schreiner R., S. 48].

Старинное жилое сооружение представляло собой высокое четырехэтажное здание, обращенное к рыночной площади узким трехосевым фасадом, увенчанным высоким двухъярусным щипцом с барочным полуциркульным завершением. Плавно закругляющийся книзу щипец скрывал крутые скаты высокой черепичной крыши.

 

Здание хорошо видно на гравюре 1850 г. Оно выделяется пристройкой, далеко выходящей в сторону рынка, как и на картине Ю. Кнорре. Наверху пристройки устроен балкон с горизонтальными ограждениями. Но скат крыши выглядит слишком покатым для размещения здесь посещаемого балкона – или же это дефект перспективного построения, допущенный автором изображения.

Рис. 40. Альтштедшер Маркт. A.H. Frank/Emil Hennig. Раскрашенная литография. Ок. 1850 г. A.H. Frank/Emil Hennig. Раскрашенная литография. Фрагмент. Жилой дом № 6 [Jäger E., Schreiner R., S. 72].

 

Дом запечатлен также на открытке конца XIX вв. [Wagner W.D., S. 54] и в книге о памятниках Кёнигсберга «хранителя древностей» А. Бёттихера [Boetticher A., S. 205].

Рис. 41. Альтштедтишер я Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта. Открытка. Конец XIX в. [Wagner W.D., 2011, S. 54].

Рис. 42. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 1-6. Угловой дом – Ланггассе 60. Справа – ратуша Альтштадта [Boetticher A., S. 205].

 

В 1895 г. старинные узкие бюргерские дома на этой стороне рыночной площади, в том числе дома № 4, 5, 6, были снесены, их заменило большое новое здание в стиле историзма, с многочисленными торговыми и жилыми помещениями (на фото слева) на углу Альтштедтише Ланггассе. В конце XIX в. в доме № 6 жил часовщик Зон, а до него дом принадлежал Грифарду [Warda A., S. 286].

 

Рис. 43. Вид от замка на рыночную площадь Альтштадта. Слева – многоэтажное здание, заменившее старинные дома [Wagner W.D., 2011, S. 55].

До сноса фасад дома № 6 выделялся среди других сооружений рыночной площади великолепным резным каменным порталом, ведущим в пристройку и украшенным многочисленными аллегорическими фигурами. Стилистические признаки позволяют датировать его концом XVI – началом XVII вв. Портал, выполненный с большой декоративной фантазией, несомненно, имел содержательную программу, характерную для эпохи маньеризма и раннего барокко.

 

Семигранный абрис входного проема декорировали рельефы с цветочным рисунком. Боковые опоры под аркой украшали ниши, подпираемые фигурками путти (или херувимов) и завершенные выпуклыми раковинами – символами Богоматери. Фигуры путти с венками в руках занимали также треугольные паруса над аркой – там, где традиционно размещались фигуры античной богини Победы Виктории. А. Ульбрих считал, что это «ангелы мира» [Ulbrich A., S. 164].

 

По сторонам входного проема на высоких постаментах стояли гермы с резным основанием – мужская и женская полуфигуры, повернувшие головы друг к другу. В нижней части постаментов под гермами располагались маски. Над головами герм, увенчанных волютами ионического ордера, возвышались постаменты, украшенные с левой стороны мужской маской, справа – женским ликом. Над узкими постаментами неизвестный мастер установил широкие основания, несущие задрапированные женские фигуры. Между фигурами расположено окно с рамой затейливой формы, опирающейся на массивный аттик. Верхняя полуциркульная часть окна повторяет абрис барочного щипца в завершении дома. Установленные наверху женские фигуры олицетворяли добродетели. Слева находилась аллегория Любви, справа – Верность с атрибутом – собачкой.

 

А. Варда кратко расшифровывал смысл фигур: «Верность и Любовь как кариатиды несут фигуры, под которыми расположена арка, в парусах над аркой гении несут венки» [Warda A., S. 286]. А. Бёттихер приводит изображение портала в своей книге [Boetticher A., S. 207].

Рис. 44. Альтштедтишер Маркт. Жилой дом № 6. Портал. 1635 г. [Собрание негативов… № 112747, а также илл. № 161 в книге А. Ульбриха].

Аналогичный портал, видимо руки того же мастера, украшал вход в дом № 27 на Кнайпхофской Ланггассе. Различие заключалось в композиции верхней части портала, а также в наличии львиных масок на постаментах под гермами дома в Кнайпхофе.

Рис. 45. Кнайпхофише Ланггассе, № 27 [Ulbrich A., S. 163].

Полицентрическую арку входа также обрамляли мужская и женская гермы, стоящие на высоких резных постаментах. Их головы венчали ионические волюты, на которых сверху опираются постаменты. Над ними возвышался барочный разорванный фронтон. В центре разрыва на резной консоли с маской возвышалась мужская аллегорическая фигура с копьем, над изгибами фронтона установлены женские фигуры добродетелей.

Источники и литература:

  • Болотов А.Т. В Кёнигсберге. Калининград: Калининградское книжное издательство, 1990.
  • План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.
  • Собрание негативов. Восточная Пруссия. Институт истории искусства. ПАН (Варшава).
  • Block F. Das Königsberger Bürgerhaus. Sonderdruck des Profanbau. Leipzig: Verlag J.J. Arndt, 1929.
  • Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.
  • Dethlefsen R. Stadt- und Landhäuser in Ostpreussen. München: R. Piper&Co Verlag, 1918.
  • Faber C. Taschenbuch von Königsberg. Königsberg: in der Universitäts Buchhandlung, 1829.
  • Gemälde. Katalog 4354. Prof. Julius Knorre, attr. „Scene am Springbrunnen zu Konigsberg“ Auktionhaus Mehlis. Электронный ресурс. URL: https://www.mehlis.eu./de/catalogs/8316/item/4354.
  • Hauke K. Das Burgerhaus in Ost- und Westpreussen. Tubingen: Verlag Ernst Wasmuth, 1967.
  • Jäger E., Schreiner R. Das alte Königsberg. Veduten aus 400 Jahren. Regensburg; Grünstadt: Garamond-Verlag, 1987.
  • Ulbrich A. Geschichte der Bildhauerkunst in Ostpreussen vom Ende des 16. Jahrhunderts bis gegen 1870. 2 Bd. Königsberg: Gräfe und Unzer Verlag, 1926-1929. S. 162-164.
  • Wagner W.D. Reise in die alte Heimat. Ostpreussen in 1000 Bilder. Königswinter: Math. Lempertz GmbH, 2011.
  • Warda A. Von 50 alten Häusern in Königsberg // Königsberger Hartungsche Zeitung. 1917. Nr. 186. S. 285-286. URL: https://zefys.staatsbibliothek-berlin.de/list/title/zdb/2812988X/