Жилые дома
Bürgerhäuser

Альтштадтский рынок был широкой улицей (Рыночной площадью). Здесь проходили регулярные ярмарки, находились самые престижные лавки и магазины, улица отличалась многолюдностью и оживленностью.

 

Альтштедтишер Маркт № 17 – Altstädtischer Markt № 17

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 1. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 17-22. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10. См. также: Faber C., S. 18].

Жилой дом № 17 располагался на западной стороне Альтштадтского рынка. Он представлял собой прямоугольное в плане здание, обращенное узким торцевым фасадом к торговой площади. Как и соседние дома по этой сторону улицы, оно было необычно коротким, по сравнению, например, с домами, стоявшими на противоположной стороне рынка или вдоль Ланггассе. Внутреннего двора у дома не было.

Рис. 2. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Западная сторона. Дома № 17, № 18-19 и № 20. Дом № 17 – крайний слева [Коллекция фотографий…, № 127749].

Узкий фасад трехэтажного жилого дома имел всего две оси по фасаду. Нижний этаж представлял собой пристройку, украшенную прекрасным порталом из песчаника, за которым видны ступени, ведущие на первый этаж. Полуциркульную арку входного проёма, размещенное с правой стороны фасада, обрамляли многосоставные рельефные пилястры, опиравшиеся на резные консоли. Композицию портала завершал горизонтальный карниз, над которым было сделано квадратное четырех-частное окно.  «Расположенное над ним окно обрамлено гермами в виде мужской и женской фигур, несущих антаблемент», – писал «хранитель древностей Восточной Пруссии А. Бёттихер. [Boetticher A., S. 208]. Мода на украшение порталов гермами сформировалась в Восточной Пруссии во второй половине XVI в., с появлением здесь нидерландских мастеров, работавших в стиле северного маньеризма. Этот стиль продержался здесь почти до середины XVII в. Портал пристройки можно смело датировать первой половиной этого столетия. Очевидно, что стоящее за пристройкой здание намного древнее и восходит к началу строительства Альтштадта и его главных улиц, то есть к концу XIII – началу XIV вв.

 

Фасад пристройки, в отличие от композиции двух верхних этажей, был лишен симметрии. Слева от портала в нижней части пристройки находился вход в подвал, закрываемый двумя деревянными створками. Над ним возвышался вертикальный оконный проем, довольно глубокий, устроенный как витрина, над которой был устроен складной навес – маркиза. Под карнизом пристройки размещалось необычное горизонтальное трехстворчатое окно, освещавшее полуэтаж – так называемые антресоли.

 

Рис.3. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Дом № 17 [Block F., S. 26].

На плоской крыше пристройки, ограниченной узкими металлическими ограждениями, видимо, размещался балкон, куда можно было попасть через вертикальные окна второго этажа. Почти квадратные окна третьего этажа делились переплетами на четыре части, каждая из которых открывалась отдельно. Все окна, кроме расположенного над входным порталом, имели простые плоские деревянные наличники, выделяющиеся более темным цветом на фоне светлой штукатурки.

 

Здание венчала вальмовая крыша с низкими скатами кровли, по центру которой размещалось полукруглое слуховое окно.

Рис. 2. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Западная сторона. Дома № 17, № 18-19 и № 20. Дом № 17 – крайний слева [Коллекция фотографий…, № 127749].

Узкий фасад трехэтажного жилого дома имел всего две оси по фасаду. Нижний этаж представлял собой пристройку, украшенную прекрасным порталом из песчаника, за которым видны ступени, ведущие на первый этаж. Полуциркульную арку входного проёма, размещенное с правой стороны фасада, обрамляли многосоставные рельефные пилястры, опиравшиеся на резные консоли. Композицию портала завершал горизонтальный карниз, над которым было сделано квадратное четырех-частное окно.  «Расположенное над ним окно обрамлено гермами в виде мужской и женской фигур, несущих антаблемент», – писал «хранитель древностей Восточной Пруссии А. Бёттихер. [Boetticher A., S. 208]. Мода на украшение порталов гермами сформировалась в Восточной Пруссии во второй половине XVI в., с появлением здесь нидерландских мастеров, работавших в стиле северного маньеризма. Этот стиль продержался здесь почти до середины XVII в. Портал пристройки можно смело датировать первой половиной этого столетия. Очевидно, что стоящее за пристройкой здание намного древнее и восходит к началу строительства Альтштадта и его главных улиц, то есть к концу XIII – началу XIV вв.

 

Фасад пристройки, в отличие от композиции двух верхних этажей, был лишен симметрии. Слева от портала в нижней части пристройки находился вход в подвал, закрываемый двумя деревянными створками. Над ним возвышался вертикальный оконный проем, довольно глубокий, устроенный как витрина, над которой был устроен складной навес – маркиза. Под карнизом пристройки размещалось необычное горизонтальное трехстворчатое окно, освещавшее полуэтаж – так называемые антресоли.

Рис.3. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Дом № 17 [Block F., S. 26].

На плоской крыше пристройки, ограниченной узкими металлическими ограждениями, видимо, размещался балкон, куда можно было попасть через вертикальные окна второго этажа. Почти квадратные окна третьего этажа делились переплетами на четыре части, каждая из которых открывалась отдельно. Все окна, кроме расположенного над входным порталом, имели простые плоские деревянные наличники, выделяющиеся более темным цветом на фоне светлой штукатурки.

 

Здание венчала вальмовая крыша с низкими скатами кровли, по центру которой размещалось полукруглое слуховое окно.

Рис. 4. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Фотография. Нач. ХX в. Фрагмент. [Wagner W.D., S. 55].

 

Зажатый соседними постройками, дом едва виден на фотографии начала XХ в. Хорошо заметны лишь крыша и слуховое окно [Wagner W.D., S. 55].

Альтштедтишер Маркт № 18-19 – Altstädtischer Markt № 18-19

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 5. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 17-22. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10. См. также: Faber C., S.18].

Жилой дом № 18-19 располагался на западной стороне Альтштадтского рынка. Дом № 18 представлял собой прямоугольное в плане здание, обращенное узким торцевым фасадом к торговой площади. По сравнению с соседними домами № 17 и № 19, оно было значительно вытянуто вглубь квартала. Внутреннего двора у дома не было. Но внутренние помещения, расположенные в глубине, освещались, видимо, со двора, размещенного позади короткого соседнего дома № 19.

 

А. Бёттихер отметил эти два строения как единый «дом с пилястрами, тянущимися через два этажа» [Boetticher A., S. 208]. Фасады обеих зданий были выполнены в едином стиле, что позволяет предполагать наличие первоначально одного владельца двух городских участков. Об этом же свидетельствует общий, довольно обширный внутренний двор. Формальный анализ позволяет датировать оформление фасада серединой – второй половиной XVIII века. До этого времени построенные еще в XIV веке здания на западной стороне альтштадтского рынка, были обращены к рыночной площади многоэтажными, вероятно фахверковыми фасадами, с треугольным щипцовым завершением.

 

Большинство таких фасадов со временем заменялись на более выразительные, соответствующие архитектурной моде – в стиле маньеризма, барокко, классицизма.

Рис. 6. Кёнигсберг. Вид с высоты птичьего полета. М. Мериан. 1641 г. [Jäger E., Schreiner R.]

 

Рис. 7. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Западная сторона. Дома № 17, 18-19 и 20. Дома № 18 и № 19 – в центре [Коллекция фотографий…, № 127749].

Разница в оформлении витрин и оконных проемов первого и второго яруса в пристройке к домам № 18 и № 19, зафиксированная на фотографии конца XIX века, опубликованная А. Бёттихером и сохранившаяся в виде негатива в коллекции ИИИ ПАН, говорит о вкусах разных собственников, то есть владение могло разделиться уже после переделки фасадов.

 

Наибольший интерес с архитектурной точки зрения представляет композиция двух верхних этажей, объединенных шестью чередующимися пилястрами ионического ордера. Ось симметрии здания приходилась на простенок между соседними пилястрами. Вертикальные проемы третьего этажа венчали треугольные сандрики – фронтончики. Восьмичастные окна четвертого этажа имели почти квадратную форму, лишь слегка вытянутую вверх. Широкие переплеты рам делили окно на четыре части, более узкие членили каждую четверть еще на четыре равные части. Окна увенчивали полуциркульные сандрики с выпуклыми рельефами-кронштейнами посередине.

 

Место двух старинных щипцов при переделке фасада занял скат черепичной крыши, с двумя симметрично расположенными мансардными окнами весьма скромных очертаний. Над покатой кровлей далеко выступали надстройки с проемами прямоугольной формы под двускатной крышей. 

 

Рис. 8. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Фотография. Нач. ХX в. Фрагмент. [Wagner W.D., S. 55].

На открытке начала ХХ века заметны изменения в оформлении фасада. Открытый балкон с тонкими металлическими ограждениями заменила массивная балюстрада и боковые стенки высотою в целый третий этаж, отделившие его от соседних пристроек [Wagner W.D., S. 55].

Альтштедтишер Маркт № 20 – Altstädtischer Markt № 20

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 9. Альтштедтишер Маркт. Жилые дома №№ 17-22. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10. См. также: Faber C., S. 18].

Жилой дом № 20 располагался на западной стороне Альтштадтского рынка. Дом представлял собой прямоугольное в плане здание, обращенное относительно широким торцевым фасадом к торговой площади и незначительно уходящее вглубь квартала. Задний фасад выходил на территорию двух служебных двориков, принадлежавших соседним домам.

Рис. 10. Кёнигсберг. Вид с высоты птичьего полета. М. Мериан. 1641 г. [Jäger E., Schreiner R.]

Построенные еще в XIV веке, здания на западной стороне альтштадтского рынка были обращены к рыночной площади многоэтажными, вероятно фахверковыми фасадами, с треугольным завершением – щипцом под крутой двускатной крышей. Большинство таких фасадов со временем заменялись на более выразительные, соответствующие архитектурной моде – в стиле маньеризма, барокко, классицизма.

 

Фасад дома № 20 несет следы обновления – формальный анализ позволяет датировать оформление переднего фасада, обращенного к рынку, второй половиной XVIII века. Стилевые художественные признаки сдержанные, но плавные формы завершений оконных наличников и розетки под полуциркульными арками ведут к позднему рококо и раннему классицизму.

Рис. 11. Альтштадтский рынок. Общий вид рыночной площади с северной и южной стороны. Открытка. Фрагмент [Wagner W.D., S. 30].

Пятиэтажный дом существенно отличается по высоте от соседних домов. Он перекрыт вальмовой крышей, причем вальма, выходящая в сторону площади, закрыта аттиковой стеной с тремя глухими горизонтально расположенными прямоугольными нишами. Под аттиком видны два небольших вертикальных окна низкой надстройки пятого этажа, обрамленных узкими наличниками, с горизонтальными выпуклыми профилями вверху и внизу оконных проемов.

Рис. 12. Кёнигсберг. Альтштадтский рынок. Западная сторона. Дома № 17, 18-19 и 20. Дом № 20 – крайний справа [Коллекция фотографий…, № 127749].

Рис. 13. Альтштадтский рынок. Дом № 20. Фасад [Wagner W.D., S. 55].

Основная часть фасада членилась по вертикали на три оси, четко читающими благодаря высоким многочастным вертикальным окнам верхних этажей, с узкими наличниками, украшенными сверху полуциркульными арочными неглубокими нишами. В нишах более низкого четвертого этажа видны небольшие круглые выпуклые розетки. Над вытянутыми вверх дверными проемами третьего, высокого яруса, за которым скрывались парадные помещения дома, были сделаны розетки большего диаметра. Под окнами четвертого этажа проходил широкий многопрофильный карниз.

 

Дом имел двухъярусную пристройку с высоким нижним этажом, где располагались торговые помещения. Вход в пристройку находился с левой стороны. Второй этаж представлял собой низкий антресольный ярус, обычно предназначавшийся для служебных целей. Крыша пристройки служила широким балконом с узкими металлическими перилами, куда выходили двери третьего этажа.

 

Альтштедтишер Маркт № 21 – Altstädtischer Markt № 21

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 14. Альтштедтишер Маркт. Жилой дом № 21. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10. См. также: Faber C. ,S.18.

Основная часть фасада членилась по вертикали на три оси, четко читающими благодаря высоким многочастным вертикальным окнам верхних этажей, с узкими наличниками, украшенными сверху полуциркульными арочными неглубокими нишами. В нишах более низкого четвертого этажа видны небольшие круглые выпуклые розетки. Над вытянутыми вверх дверными проемами третьего, высокого яруса, за которым скрывались парадные помещения дома, были сделаны розетки большего диаметра. Под окнами четвертого этажа проходил широкий многопрофильный карниз.

 

Дом имел двухъярусную пристройку с высоким нижним этажом, где располагались торговые помещения. Вход в пристройку находился с левой стороны. Второй этаж представлял собой низкий антресольный ярус, обычно предназначавшийся для служебных целей. Крыша пристройки служила широким балконом с узкими металлическими перилами, куда выходили двери третьего этажа.

 

Альтштедтишер Маркт № 21 – Altstädtischer Markt № 21

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 14. Альтштедтишер Маркт. Жилой дом № 21. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10. См. также: Faber C. ,S.18.

Жилой дом № 21 располагался на западной стороне Альтштадтского рынка. Дом представлял собой квадратное в плане здание, обращенное относительно широким торцевым фасадом к торговой площади и незначительно уходящее вглубь квартала. Задний фасад выходил на территорию квадратного внутреннего двора, южную сторону которого занимал узкий служебный флигель, высота которого неизвестна.

Рис. 15. Кёнигсберг. Вид с высоты птичьего полета. М. Мериан. 1641 г. [Jäger E., Schreiner R.]

Построенные еще в XIV веке, здания на западной стороне альтштадтского рынка были обращены к рыночной площади многоэтажными, вероятно фахверковыми фасадами, с треугольным завершением – щипцом под крутой двускатной крышей. Большинство таких фасадов со временем заменялись на более выразительные, соответствующие архитектурной моде – в стиле маньеризма, барокко, классицизма.

Рис. 16. Альтштадтский рынок. Общий вид рыночной площади с северной и южной стороны. Открытка. Фрагмент [Wagner W.D., S. 30].

На открытке конца XIX – начала XX века, выпущенной до разрушения здания почты в 1907 году, хорошо заметен четырехэтажный дом № 21, с двухэтажной пристройкой. Дом, несомненно, претерпел изменения в XIX веке, о чем свидетельствует, в первую очередь, изменение формы крыши. Вместо традиционной крутой двускатной крыши, выходящей торцом к улице, здание перекрыто вальмовой крышей с выступающим над вальмой мансардным окном. Отличительным признаком фасада этого дома был большой свес кровли, поддерживаемый кронштейнами и выделяющийся изгибами водосточных труб, появившихся, вероятно, уже в XIX веке.

 

Рис. 17. Альтштадтский рынок. Дом № 21. Вид до 1907 г. Открытка. Фрагмент. [Wagner W.D., S. 30].

Здание имеет три оси, подчеркнутые тремя вертикально вытянутыми окнами на каждом этаже. Как традиционно сложилось, нижние этажи имели окна большей высоты, нежели на верхних ярусах. В целом, облик фасада позволяет датировать его концом XVIII – началом XIX вв. Скромными украшениями фасада служили простые наличники окон. На верхнем этаже они имели сегментовидную форму с замковым камнем в центре. Многочастные вертикальные окна третьего этажа имели так называемые бровки, горизонтально расположенные над оконными проемами. Наличники окон и дверей второго этажа завершались треугольными фронтончиками – сандриками. Помещения второго этажа были обращены в сторону обильно озелененного балкона, перекрытого маркизой.

 

Пристройка, примыкавшая к первому этажу, была одноэтажной, не имела антресоли, как, например, соседний дом № 20.

Рис. 18. Альтштадтский рынок. Дом № 21. Вид после 1907 г. Открытка. Фрагмент. [ Wagner W.D., S. 30].

Альтштедтишер Маркт № 22 – Altstädtischer Markt № 22

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 19. Альтштедтишер Маркт. Жилой дом № 22. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10. См. также: Faber C., S.18].

Жилой дом № 22 располагался на западной стороне Альтштадтского рынка, на углу с Кирхенгассе, напротив лавки мясника, стоявшей на другой стороне улицы (Кирхенгассе № 18). Дом представлял собой прямоугольное в плане здание, выходившее относительно широким торцевым фасадом к торговой площади. Длинным фасадом оно было обращено в сторону Кирхенгассе. Другим, южным боковым фасадом дом примыкал к соседнему зданию № 21, а частью выходил в соседский внутренний дворик. Очевидно, что угловые дома улиц Альтштадта освещались лучше, чем находившиеся в глубине кварталов.

Рис. 20. Кёнигсберг. Вид с высоты птичьего полета. М. Мериан. 1641 г. [Jäger E., Schreiner R.]

Построенные еще в XIV веке, здания на западной стороне альтштадтского рынка были обращены к рыночной площади многоэтажными, вероятно фахверковыми фасадами, с треугольным завершением – щипцом под крутой двускатной крышей. Большинство таких фасадов со временем заменялись на более выразительные, соответствующие архитектурной моде – в стиле маньеризма, барокко, классицизма.

Рис. 21. Альтштадтский рынок. Общий вид рыночной площади с западной и южной стороны. Открытка. Фрагмент. [Wagner W.D., S. 30].

 

На открытке конца XIX – начала XX века, выпущенной до разрушения здания почты в 1907 году, хорошо заметен четырехэтажный дом № 22, с двухэтажной пристройкой. Он немного ниже соседнего дома № 21. Дом, несомненно, претерпел изменения в XIX веке, о чем свидетельствует, в первую очередь, другая форма крыши. Вместо традиционной крутой двускатной крыши, выходящей торцом к улице, здание перекрыто вальмовой крышей.

Рис. 22. Альтштадтский рынок. Дом № 22. Вид до 1907 г. Открытка. Фрагмент. [Wagner W.D., S. 30].

Здание членилось по вертикали на три оси, подчеркнутые тремя вертикально вытянутыми окнами на каждом этаже. Как традиционно сложилось, нижние этажи имели окна большей высоты, нежели на верхних ярусах. В целом, облик фасада позволяет датировать его концом XVIII – началом XIX вв. Скромными украшениями фасада служили простые наличники окон. Многочастные вертикальные окна третьего этажа имели так называемые бровки, горизонтально расположенные над оконными проемами. Наличники окон и дверей второго этажа завершались треугольными фронтончиками – сандриками. Помещения второго этажа были обращены в сторону обильно озелененного балкона, перекрытого маркизой.

 

Пристройка, примыкавшая к первому этажу, была одноэтажной, не имела антресоли, как, например, дома № 19 и № 20. Крыша одноэтажной пристройки служила балконом.

Источники и литература:

  • Коллекция фотографий Института истории искусства ПАН.
  • План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.
  • Block F. Das Königsberger Bürgerhaus. Sonderdruck des Profanbau. Leipzig: Verlag J.J. Arndt, 1929.
  • Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostperussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.
  • Faber C. Taschenbuch von Königsberg. Königsberg: in der Universitäts Buchhandlung, 1829.
  • Jäger E., Schreiner R. Das alte Königsberg. Veduten aus 400 Jahren. Regensburg; Grünstadt: Garamond-Verlag, 1987.
  • Wagner W.D. Reise in die alte Heimat. Ostpreussen in 1000 Bilder. Königswinter: Math. Lempertz GmbH, 2011.