Жилые дома
Bürgerhäuser

 Альтштадтский рынок был широкой улицей (Рыночной площадью). Здесь проходили регулярные ярмарки, находились самые престижные лавки и магазины, улица отличалась многолюдностью и оживленностью.

 

Альтштедтишер Маркт № 12 – Altstädtischscher Markt № 12

Жилой дом – Bürgerhaus

 

 

Рис. 1. Альтштедтишер Маркт. Дома №№ 12-16 [План Кёнигсберга… Л. 3 Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 11].

Дом № 12 стоял на углу Альтштадтского рынка и улицы Вассергассе (Водной улицы). Занимаемый домом участок имел в плане форму прямоугольника, такой же длины, как соседнее здание № 13, но без внутреннего двора. Внутренние дворы служили для освещения внутренних помещений домов, но угловые дома имели большое преимущество перед находящимися внутри кварталов – они имели окна не только с торцов, но и со стороны, выходящей на боковую улицу.

 

Торцевым фасадом четырехэтажный дом выходил на рыночную площадь. Дом имел с этой стороны по три окна на каждом этаже. Окна были расположены асимметрично, простенок между крайним правым и соседним окном значительно шире, нежели между окнами на левой стороне. Дом с двух сторон опоясывала двухэтажная пристройка, на крыше которой располагался балкон с узкими горизонтальными металлическими перилами. Первый и второй этажи пристройки занимали торговые помещения разных купцов.

 

На фотографии межвоенных лет ХХ века видно, что на второй этаж пристройки вела широкая семиступенчатая лестница, над которой видна надпись – Х. Розенфельд. На фотографии окно справа закрывалось маркизой, парные окна с левой стороны украшены витражами. Более скромный магазин размещался на уровне земли слева от лестницы.

Рис. 2. Кёнигсберг. Рынок Альтштадта. Дом № 12. Фото межвоенных лет. [Источник: Открытые ресурсы Интернета].

 

Как и другие дома на центральных улицах Альтштадта – Старого города, дом в старину был перекрыт крутой двускатной крышей, которую закрывал с торца декоративный щипец. Его реконструкция возможна по аналогии.

 

Рис. 3. Кёнигсберг. Рынок Альтштадта. Дом № 12. Фото межвоенных лет. [Источник: В.Н. Маслов. Предложения по реконструкции].

А. Варда писал в 1917 г. о доме «№ 12 на углу… в настоящее время дом Розенфельда, в 1711 г. – Христиана Дойча, в 1716 г. принадлежал Иоганну Даниэлю Гассебургу. Дом имеет много украшений из песчаника и карниз, наверху в вершине фронтона находилась огромная голова оленя с рогами, которая взирала сверху вниз на рыночную толкотню и суету» [Warda A.].

 

Альтштедтишер Маркт № 13 – Altstädtischer Markt № 13

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 4. Альтштедтишер Маркт. Дома №№ 12-16 [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 11].

Напротив ратуши на северо-западной стороне улицы Альтштадтский рынок сохранилось несколько старинных домов. Они имели пристройки перед первым этажом, на плоских крышах которых расположены широкие балконы с решетками перил.

 

Жилой дом с торговой лавкой на первом этаже был построен в XVII в., примерно около 1640 г. [Mühlpfordt H.M., S. 222]. Его внешний облик, просуществовавший до перестроек конца XIX в., реконструировал известный реставратор Восточной Пруссии Р. Детлефсен [Dethlefsen R.].

Рис. 5. Дом на рынке Альтштадта № 13. XVII в. Реконструкция Р. Детлефсена [Dethlefsen R.]

Купеческий дом по адресу Староместский рынок (Альтштедтишер Маркт) № 13 принадлежал надворному советнику Юстусу Якобу Хедио. Обрамления окон добавлены только во второй половине XIX в. Фасад украшали разные головки.

 

Посередине строения имелся тамбур, к которому вела лестница с улицы.

На первом этаже были устроены рабочие (офисные) и складские помещения, большой коридор с лестницей на верхние этажи, на которых располагались гостиные и спальни, на чердаке находились складские помещения.

 

Дом с фасадом в стиле барокко XVII века представлял собой вытянутое в глубину здание, поднятое на высокий цокольный этаж, выходящий на рыночную площадь двумя проемами с сегментовидными арками, расположенными по сторонам широкой лестницы. К уличному фасаду примыкала одноэтажная пристройка. Фасад дома над пристройкой имел антресольный этаж, два полных этажа и два мансардных яруса. Дом имел обращенный к рынку красиво изогнутый типичный фронтон с барочными криволинейными обрамлениями в виде вогнутых, выпуклых и двояковогнутых волют [см. также: Boetticher A., S. 208]. На фронтоне были сделаны каменные карнизы и различный декор, на его вершине возвышалось украшение из песчаника в виде вытянутой пирамиды. Она была укреплена на полуциркульном разорванном фронтончике и стояла на высоком пирамидальном основании, украшенном архитектурными обломами [см. также: Mühlpfordt H.M., S. 222].

 

Нижние части стен и щипец были гладко оштукатурены, на гладком поле стены выделялись узкие карнизные тяги и наличники окон, расположенных по три на каждом этаже, за исключением антресольного, окна которого представляли собой горизонтальные проемы с мелкой расстекловкой.

 

Нижний этаж – партер представлял собой кирпичную оштукатуренную пристройку над высоким многоступенчатым (примерно 10 ступеней) крыльцом. Сбоку находился вход в подвал, то есть здание было приподнято на полуэтаж, возможно средневекового происхождения. Фасад пристройки более поздний по сравнению с верхними этажами, вход в нее выделен в виде ниши полуциркульных очертаний с прямоугольным проемом входа. По сторонам симметрично располагались витринные окна с простой сеткой переплетов. Над простенками вверху – декоративные женские маски.

 

Крыша пристройки служила своеобразным большим балконом с металлической сеткой ограждения, не имевшей художественного значения. Видно окно второго света, выходящего в вестибюль, расположенный за пристройкой. Над простенками под горизонтальным карнизом – объемные женские головки. Одно из окон первого этажа явно позднее переделано в дверной проем, к которому с балкона ведет металлическая лестница, тем самым нарушена симметрия здания.

 

Окна основных этажей – вытянутой прямоугольной формы, обрамленные валиками, карнизы окон первого этажа поддерживались консолями в форме волют. Трехосность фасада нарушена размещенными над простенками, на узких полочках четырьмя бюстами с женскими головками.

 

Окна второго этажа обрамлены валиками и увенчаны лучковыми фронтонами с классическими профилями. На верхней точке фронтона установлены по сторонам акротерии в виде акантового листа. Под узким карнизом, в форме горизонтальной тяги, размещены над центральными простенками две маски.

 

Вертикальные границы фасада выделены водостоками с квадратными металлическими коробами под карнизом второго этажа, над которым просматривается отверстие для вывода воды с крыши.

 

Конструкция – cтоечно-балочная, оштукатуренный кирпич. Высокий подвальный этаж, возможно средневековый.

 

Ценные для воссоздания элементы.

Обрамления окон, криволинейные линии барочных волют щипца в виде плоских полос, соединения криволинейных волют имитируют металлические кованые крепления с болтами-кабошонами, увенчание щипца в виде разорванного фронтона с пирамидкой. При реконструкции следует обратить внимание на декоративные лепные формы – пристройка – маски в виде женского лица, партер этаж – объемные женские головки, 1 этаж – женские бюсты на полочках, (по четыре на каждом этаже), 2 этаж – 2 плоские маски (возможно 2 крайние были сбиты при устройстве водостоков).

Рис. 6-7. Альтштадтский рынок. Вид дома № 13 в конце XIX – первой половине XX вв. [Собрание фотографий; Block F.]

Слева на фото представлен дом с фронтоном, обращенным к рыночной площади и украшенным волютами. Со временем крышу сделали горизонтальной, как на здании справа (№ 15). «№ 13. В настоящее время [собственником является] купец Шимански, с 1711 г. – во владении придворного советника Юстуса Якоба Хедио. Пристройка, к ней посередине с улицы ведет лестница с балюстрадой. Фронтон с карнизом из песчаника и орнаментом, наверху на коньке – пирамида, под ней на цоколе предположительно, указание года» [Warda A., S. 286].

Рис. 8. Дом № 13. Вид в конце 1920-х – 1930-е гг. [Источник: Открытые ресурсы Интернета]

Альтштедтишер Маркт № 14 – Altstädtischer Markt № 14

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 9. Альтштедтишер Маркт. Дома №№ 12-16. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 11].

Рис. 10. Вид домов № 13-15 в конце XIX – первой половине XX вв. [Собрание фотографий… № 112748].

Дом № 14 представлен в центре фотографии. Декор фасада – предположительно XVIII в.

 

А. Варда в описании кёнигсбергских домов констатировал: «№ 14. В настоящее время [владелец] торговец маслом Унгер, после 1779 г. – коммерческий советник Гольц. На угловом столбе пристройки, обращенной к улице, там, где лестница заканчивается, слева медальон из песчаника, который украшен изображением индианки в убранстве из перьев и подписью – Лукреция» [Warda A..]

 

Альтштедтишер Маркт № 15 – Altstädtischer Markt 15

Жилой дом – Bürgerhaus

 

Рис. 11. Альтштедтишер Маркт. Дома №№ 12-16. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 11].

Жилой дом с торговой лавкой на первом этаже был построен, вероятно, в XVII в. Его внешний облик, просуществовавший до перестроек конца XIX в., реконструировал известный реставратор Восточной Пруссии Р. Детлефсен (R. Dethlefsen).

 

Рис. 12. Дом на рынке Альтштадта № 15. XVII в. Реконструкция Р. Детлефсена. [Dethlefsen R.]

«Здесь были сделаны пилястры, разделившие оконные проемы и проч. Пристройка – 1894 г.  Перед домом стояли два льва – с гербами Альтштадта и Хинтерроссгартена» [Boetticher A., S. 208]. Трехэтажный дом был поднят на высоком цокольном этаже, его венчал богато украшенный волютами и скульптурами щипец. Фасады членились резными пилястрами. Особой декоративностью убранства отличался входной портал, перед которым стояли фигуры львов, присевшие на задние лапы и придерживавшие щиты с гербами. Элементы скульптурного и архитектурного убранства были выполнены частично из готландского, частично – из бремерского песчаника в 1595 г. [Mühlpfordt H.M., S. 212].

 

В конце XIX в. фасад дома претерпел изменения – была сделана пристройка, изменена верхняя часть фасада: вместо фигурного щипца надстроили высокий аттик над третьим этажом. Но львы оставались перед входом оставались стоять.  «№ 15, принадлежащий торговцу кожами Jerosch, в 1711 г. принадлежал Альбрехту Фридриху фон Дершау, в 1767 г. профессору Вернеру. Примечательна пристройка магазина с очень большими, но с мелкими переплетами окна. Тут каменная лестница, по сторонам которой сидят львы и держат щиты, на одном из которых герб Альтшадта. – Щипец сделан плоским и наверху на аттике несколько хороших свободностоящих скульптур – Вера-Надежда и Ум, и фигура, натягивающая лук (Любовь?)» [Warda A.].

 

Бёттихер уточнил, какие именно гербы держали львы, выполненные из песчаника: герб Альтштадта и герб Хинтерроссгартена (Задние конские сады). Их поставили перед новой пристройкой 1894 г. [Boetticher A., S. 208].

 

Рис. 13-14. Вид дома № 15 в конце XIX – первой половине XX вв. [Собрание фотографий; Block F.]

Сходное описание дома № 15 оставил Х.М. Мюльпфордт. Он писал: «Изысканный патрицианский дом, принадлежавший Альбрехту Фридриху фон Дершау, с 1767 г. принадлежал профессору Якобу Фридриху Вернеру. Три венчающие его фигуры были перенесены на новое торговое здание, одна использована как украшение фонтана на Оттокарштрассе 22-24. Другие детали, такие как портал, пилястры, львы, державшие щиты с гербами, деревянные балки потолка были перенесены в музей истории города. Все детали выполнены частично из готландского, частично их бремерского песчаника. Некогда были позолочены. Илл. у Бёттихера, у Ульбриха, часть 1 и 2. Дом разобран в 1925 г., потому что охрана памятников недоглядела. Сейчас не существует. Возможно, сохранилась фигура на Оттокарштрассе» [Mühlpfordt H.M., S. 223].

 

Скульптурное убранство дома подробно описал А. Ульбрих. На верхней части дома стояли аллегорические фигуры Умеренности, Веры, Надежды, Силы. Исследователь отмечал, что для установки на большой высоте скульптуры были слишком маленькими и не производили должного впечатления. Кроме круглых скульптур, на фризе главного карниза располагались две маски и две ангельские головы, на фризе второго этажа размещались две женские головы, львиная и другие маски. А. Ульбрих датирует здание примерно 1600 г.

 

Рис. 15. Альтштедтишер Маркт. Дом № 15. Голова с фриза второго этажа. Ок. 1600 г. [Ulbrich A., S. 55].

Рис. 16. Фигуры со старого здания украсили новый фасад торгового дома «Киве».

 

Дом был снесен в 1925 г., портал, пилястры, скульптуры львов и балки потолка были помещены в музей истории города (не сохр.). Три фигуры были поставлены на торговом доме Киве, занявшем место старинного здания.

 

 

Дом был местом рождения поэта Захариуса Вернера. Новая постройка украшена была памятной доской работы Г. Брахерта с рельефом, изображающим Мадонну на полумесяце. Это был дар Гёте-общества. Надпись на доске, прикреплённой 16 октября 1927 г., гласила: «В этом доме 18 ноября 1768 г. родился Захариус Вернер. Умер в Вене 17 января 1823 г.» [Mühlpfordt H.M., S. 27].

Рис. 17. Памятная доска поэту Захариусу Вернеру. Ск. Герман Брахерт. 1927 г.

Альтштедтишер Маркт № 16 – Altstädtischer Markt № 16

Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 18. Альтштедтишер Маркт. Дома №№ 12-16. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 11]

На карте города 1815 г. дом имеет план в форме вытянутого в глубь квартала прямоугольника, узкой стороной, обращенного к рынку Альтштадта. Как и соседние дома (кроме угловых), он был перекрыт высокой двускатной крышей со щипцом, который в начале XIX века был заменен на вальмовую кровлю. Дом не имел внутреннего двора и был тесно окружен соседними домами.

 

Рис. 19. Кёнигсберг с высоты птичьего полета. Маттеус Мериан. 1641 г. [Jäger E., Schreiner R., S. 19].

Дом № 16 едва виден (с левой стороны) на гравюре с изображением рыночной площади Альтштадта.

Рис. 20. Альтштедтишер Маркт. Худ. А.Х. Франк, Е. Хенниг. 1850 г. [Jäger E., Schreiner R., S. 48].

Это четырехэтажное сооружение с тремя высокими вертикальными окнами на каждом ярусе. Перед первым этажом сделана пристройка, далеко выступающая в сторону рыночной площади. В таких пристройках размещали торговые помещения. Крыша пристройки обычно служила балконом, в данном случае имевшим тонкие металлические ограждения. С левой стороны пристройки находился широкий арочный портал входа, с правой – вертикальной формы окно со ставнями и витринной доской над ним. Над верхним этажом заметен карниз более позднего происхождения, появившегося при замене формы крыши – с двускатной на вальмовую.

Рис. 21. Альтштедтишер Маркт. Худ. А.Х. Франк, Е. Хенниг. 1850 г. Фрагмент. [Jäger E., Schreiner R., S. 48].

Краткое описание фасадной композиции дома дал А. Варда: «№ 16. Старинная пекарня на рынке, в настоящее время пекарня Верникка; до этого принадлежавшая пекарю Моммельдей (Mommeldei), вероятно, более старая, нежели стоящая на углу Альштедтише Ланггассе и рынка (№ 25). Она имела пилястры, несущие стрельчатые арки, в которых были сделаны оконные ниши. Приложение. 10 августа 1850 г. в соседнем доме Шеффлера на крыше начался пожар, в результате чего этот старый дом особенно в верхней части был весьма поврежден, вследствие чего перестроен в духе времени и оштукатурен» [Warda A., S. 286].

 

В решении фасада поражает сочетание пилястр – элемент ренессансной архитектуры и стрельчатых арок, более типичных для готического средневековья.

 

Дом № 16, как и соседний угловой дом № 25 по Ланггассе, были снесены для строительства многоэтажного торгового дома “Киве”.

Рис. 22. Альтштедтишер Маркт. Слева – подготовка к строительству магазина. Ок. 1925 г. [Источник: Открытые ресурсы Интернета]

Источники и литература:

  • План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.
  • Собрание фотографий. Восточная Пруссия. ПАН (Варшава). № 112748.
  • Block F. Das Königsberger Bürgerhaus. Sonderdruck des Profanbau. Leipzig: Verlag J.J. Arndt, 1929.
  • Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprеussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.
  • Dethlefsen R. Stadt- und Landhäuser in Ostpreussen. München: R. Piper&Co Verlag, 1918.
  • Jäger E., Schreiner R. Das alte Königsberg. Veduten aus 400 Jahren. Regensburg; Grünstadt: Garamond-Verlag, 1987.
  • Mühlpfordt H.M. Königsberger Skulpturen und ihre Meister 1255-1945. Würzburg: Holzner Verlag, 1970.
  • Ulbrich A. Geschichte der Bildhauerkunst in Ostpreussen vom Ende des 16. Jahrhunderts bis gegen 1870. 2 Bd. Königsberg: Gräfe und Unzer Verlag, 1926-1929.
  • Warda A. Von 50 alten Häusern in Königsberg // Königsberger Hartungsche Zeitung 1917. Nr. 186. S. 6. URL: https://zefys.staatsbibliothek-berlin.de/list/title/zdb/2812988
  • План Кёнигсберга с пояснительным текстом. 1815 г. РГВИА (Москва). Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Лл. 1-4. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. Выкадровка. Л. 3.