Храм Альтштадта
Altstädtische Kirche

Рис. 1. Альтштадский храм Святого Николая. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10].

Облик Альтштадтской церкви, стоявшей вблизи юго-западного угла замка, сохранили немногочисленные старинные гравюры. Храм впервые был изображён в появившейся в 1829 г. книге К. Фабера [Faber C.]. По этому рисунку была сделана гравюра на меди (художник Г. Брахман) [Boetticher A., S. 183], ставшая основой для позднейших почтовых открыток [Wagner W.D., S. 45].

Рисунок2

Рис. 2. Альтштадский храм Святого Николая [Faber C.].

 

Башня храма хорошо видна на рисунке гуашью, когда-то хранившемся в библиотеке магистрата. «На нем мы видим Кёнигсгартен фридерицианского времени; позади старую башню замка, слева еще стоящую маленькую лестничную башню, справа обе круглые башни замка, с иными, нежели теперешние, крышами. Позади следует башня разобранной в 1838 г. альтштадской церкви» – писал А. Бёттихер [Boetticher A., S. 118] (Рис. 2).

 

В книге В. Франца в подписи под той же иллюстрацией сказано: «Парадеплац, видимый примерно с местоположения сегодняшнего памятника Шиллеру. Правая башня принадлежит Альтштадской кирхе на площади кайзера Вильгельма. Рисунок, который появился около 1820-30 гг. и демонстрирующий состояние примерно на 1780 г., был создан по заказу города и должен был подарен принцу Прусскому (позднее кайзеру Вильгельму I)» [Franz W., S. 161. Taf. 22].

Рис. 3. Вид на замок и храм Святого Николая. Неизв. худ. Рис. гуашью. Нач. XIX в. Слева – башня замка [Собрание негативов…, № 112713].

Храм запечатлел в «бобовой речи» 1936 г., посвященной И. Канту, архитектор Ф. Ларс. Одна из литографий Ф. Ларса представляет исчезнувший уже в первой половине XIX в. древнейший уголок старого Кёнигсберга. Ф. Ларс представил узкую старинную улицу, ведущую к храму Старого города, и далее к замку, башня которого возвышается на заднем плане. Как это свойственно композициям Ф. Ларса, главным героем его литографии служит не архитектурный объект, а пространство улочки, по диагонали уходящей слегка влево и в глубину, оживленное немногочисленными прохожими и единственным конным всадником, удаляющимся прочь от зрителя. Обязательный персонаж его изображений – одинокая мужская фигура с тростью, в данном случае – двигающаяся в сторону зрителя, что практически не встречается в цикле литографий Ф. Ларса, предпочитавшего рисовать удаляющуюся фигуру философа.

Рис. 4. Кёнигсберг. Альтштадский храм и замок. Ф. Ларс. Литография. 1936 г. [Jäger E., Schreiner R.]

Средневековая церковь построена в 1265 г. и освящена во имя Святого Николая. Нигде не упоминается, была ли кирха сложена из кирпича, а затем облицована камнем, или выложена из каменных блоков. «Храм был первоначально довольно маленьким, но постепенно расширялся, пока между 1504 и 1537 гг. не получил свой последний облик. Башня была закончена в 1556 г., в 1710 г. она получила новое завершение, обвалившийся в 1754 г. шар был в том же году поставлен заново», — писал хранитель древностей Восточной Пруссии А. Бёттихер [Boetticher A., S. 182]. Высота храмовой башни вместе с колоколом составляла 211 Stufen. На внешних стенах имелись эпитафии.

Рис. 5. Альтштадский храм Святого Николая. План. [Boetticher A.]

 

Как предполагает А. Бёттихер, храм первоначально был трехнефным, но по мере роста общины потребовалось его увеличить. Промежутки между выступающими боковыми контрфорсами были заложены и превращены в стены, а стены старого храма были пробиты и в них сделаны проходы. Так появились боковые капеллы, перекрытые крестовыми сводами. Западная часть храма, а также проход над улицей, сделанные внизу башни, перекрыли звездчатыми сводами. Восточная часть храма перекрыта позднее сетчатыми сводами примерно между 1504 и 1537 гг.

 

На башню вела спиралевидная лестница, по которой можно было попасть на крышу. Две витые лестницы в восточных восьмигранных башнях вели на эмпоры (верхние галереи). Вокруг храма располагался церковный двор, окруженный стеной с семью воротами. Над одними воротами стояли каменные изображения Любви, Веры и Надежды, и с длинной надписью на латыни и четверостишием по-немецки. Над другими воротами были представлены в камне остальные добродетели: справедливость, ум, храбрость и другие, также сопровождавшиеся виршами по-немецки [Boettcher A., S.188].

 

О храме сообщал Каспар Штайн около 1640 г. «в Альтштадте стоит кирха Святого Николая, сводчатая, поддерживаемая 16 оштукатуренными столбами, в ней деревянный ценный алтарь, который оценивают в 36000 прусских гульденов. В 1606 он был украшен художественной резьбой и в 1640 г. позолочен. В центре как особый знак стоит имя Иисуса. Сверху донизу он украшен» [цит. по: Boettcher A., S. 183]. К. Штайн подробно перечислял многочисленные аллегорические фигуры, украшавшие алтарь. Он описывал также облик и надписи на эпитафиях, посвященных самым именитым жителям Альтштадта. В сакристии хранились священные предметы. У стены стоял деревянный стол и на нем герб Лютера с розой и крест с распятием и надписью, свидетельствующей, что здесь похоронен Иоганн Лютер, умерший 28 октября 1575 г. И. Лютер, старший сын известного церковного реформатора Мартина Лютера, который служил юристом и был посланником Померании в Пруссии. Он жил в доме альтштадского сенатора Леонарда Штенделя, где и умер, и был похоронен перед алтарем, храма Святого Николая около Штенделя. И. Лютеру – «любимому сыночку Гансику», было посвящено послание М. Лютера, обращенное к детям [Boetticher A., S. 189]. Спустя много лет после сноса средневековой постройки, в 1859 г. на месте, где когда-то находился храмовый алтарь, поставили памятный камень из красного полированного гранита с надписью «Здесь стоял алтарь разобранной в 1826 г. церкви Альтштадта. Перед ним в 1575 г. был похоронен Иоганн Лютер, старший сын великого реформатора. –  Возведено в 1859 г.» [Boetticher A., S. 189].

 

Над входными дверями в храм находилась надпись, вырезанная на дереве «старинным монашеским» шрифтом: «O Heiliger Herr sankte Nikolae bitt got vor uns» [Boetticher A., S. 181], что в переводе означает: Святой Николай, предстательствуй перед Богом за нас (пер.- ИБ). Корпус башни имел в нижнем ярусе сквозной уличный проход для пешеходов, наверху — стоящий на восьмигранном постаменте открытый бельведер на колонках, увенчанный куполом с высоким шпилем, шаром и флюгером. Детали завершения хорошо видны на старинных изображениях и на литографии Ф. Ларса. Одно из украшений храмовой башни — круглые часы. По сведениям из «Описания Кёнигсберга русским консулом И. Л. Исаковым» (1785), «часов городовых на башнях всего — 17» [Исаков И.Л., с. 629].

 

К началу XIX в. «из-за мягкого грунта старая церковь осела, башня её накренилась, а опоры и свод получили трещины» [Boetticher A., S. 174]. Храм разобрали между 1826 и 1828 гг. Храм описан также в капитальном труде современного исследователя [Hermann Ch., S. 521-522] и каталоге Х. Нея [Ney H., S. 174-178].

 

Снос Альтштадской кирхи привнёс заметные перемены в облик Кёнигсберга.

Рис. 6. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография Мютцеля по картине К. Хюбнера. 1836 г. [Block F.; Meyer-Bremen R., Barfod J.].

На освободившемся месте устроили сквер, названный Альтштадтской храмовой площадью, в народе получившем название Muckerplatz (площадь отступников), которое существовало довольно долго.

Рис. 7. Кёнигсберг. Замок. Цветная гравюра на дереве. Подписано – ACR. 1844 г. Место хранения Люнебург, Музей Восточной Пруссии. [Jäger E., Schreiner R.].

А. Бёттихер поясняет появление названия, цитируя публикацию 1868 г., повествующую о том, что «два священника храма, Эбель и Дистель, впали в ересь, имея многочисленных последователей. Проведенные исследования привели к отстранению обоих проповедников (1841), и это после того, как Эбель уже в 1835 г. был лишен сана. Их последователи должны были обеспечить площадь зелеными насаждениями и окружить их существующими до сих пор металлическими решетками» [Boetticher A., S. 194].

 

В 1897 г. Альтштадская храмовая площадь была переименована в площадь кайзера Вильгельма.

Рис. 8. Кёнигсберг. Королевский замок. Площадь кайзера Вильгельма. Худ. Х. Ульбрих. 1908. [Jäger E., Schreiner R.]

 

Источники и литература:

  • Исаков И.Л. Описание Кёнигсберга русским консулом. 1785 г. // Кёнигсберг – Калининград. Иллюстрированный энциклопедический справочник / под общ. ред. Пржедомского А. С. Калининград: Янтарный сказ, 2006. С. 628–629.
  • План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.
  • Собрание негативов. Восточная Пруссия. Институт истории искусства. ПАН (Варшава).
  • Block F. Das Königsberger Bürgerhaus. Leipzig: Sonderdruck des Profanbau Verlag J.J. Arndt, 1929.
  • Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprеussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.
  • Faber C. Taschenbuch von Königsberg. Königsberg: In der Universitäts Buchhandlung, 1929.
  • Franz W. Geschichte der Stadt Königsberg. Ostpreussische Landeskunde in Einzeldarstellungen / begründet von Oskar Schlicht. Königsberg i. Pr. Graefe und Unzer Verlag, 1934.
  • Hermann Ch. Mittelalterliche Architektur in Preussenland. Untersuchungen zur Frage der Kunstlandschaft und – Geographie. Petersberg: Michael Imhof Verlag, 2007.
  • Hermann Ch. Mittelalterliche Architektur in Preussenland. Untersuchungen zur Frage der Kunstlandschaft und – Geographie. Petersberg: Michael Imhof Verlag, 2007.
  • Jäger E., Schreiner R. Das alte Königsberg. Veduten aus 400 Jahren. Regensburg; Grünstadt: Garamond-Verlag, 1987.
  • Meyer-Bremen R., Barfod J. Frühe Ansichten Ost- und Westpreussens im Steindruck. Husum: Husum Druck- und Verlagsgesellschaft mbH u. Co. KG, 2001.
  • Ney H. Gottes Häuser in Königsberg. Bd. 1: Kirchen, Kapellen und Synagogen bis 1945. 2. Auflage 2015. Grin-Verlag, 2015.
  • Wagner W.D. Reise durch Königsberg und Ostpreussen in 1000 Bildern. Königswinter, Mathias Lempertz GmbH, 2011.