Храм Штайндамма
Steindammer Kirche

Рис. 1. Штайндамм. Храм Святого Николая. План. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10].

«Строительство замка было закончено в 1255 г. Город, основанный в 1256 г. получил, как и замок, имя Кёнигсберг в честь короля Оттокара, и был расположен на месте сегодняшнего Штайндамма вплоть до современной площади Бюттельплац. Первая возведенная там церковь, которая сейчас называется польской, была освящена в честь Святого Николая» [Baczko L., S. 24-25]. Деревянный храм (вероятно, фахверковый) построен в 1256 г., и в 1258 г. он отмечен в сообщении о некоем проповеднике. Непосредственное документальное упоминание храма относится к 1493 г. [Ney H., S. 2]. Храм в Штайндамме демонстрировал ганзейский смысл основания города под покровительством Святого Николая – защитника мореплавателей [Rohde A., S. 4].

 

В 1257 г. замок был перенесен на новое место, там он стоял до 1967 г. На прежнем месте первоначально построили несколько хозяйственных сооружений (Scheunen). Город также переместили на другое место, где он с 1264 г. стал известен как Альштадт, заселённый немецкими ремесленниками и купцами. Штайндамм остался слободкой, принадлежавшей Альтштадту, и был старейшей застроенной частью Кёнигсберга [Baczko L., S. 157- 158].

 

Новый каменный храм в Штайндамме В.Д. Вагнер датирует первой четвертью XIV в. [Wagner W.D., S. 219]. Это было однонефное сооружение под двускатной кровлей с полигональным хором на востоке и высокой башней с западной стороны. Стены храма укрепляли ступенчатые контрфорсы; зданию примыкали многочисленные низкие пристройки. На длинных сторонах храма находились стрельчатые окна, фланкируемые нишами. С южной и западной сторон располагались входные порталы, причем над южным входом было круглое окно.

 

В 1559 г. рухнуло навершие башни, но через несколько лет оно было восстановлено и покрыто медной кровлей [Baczko L., S. 158]. Храм имел в длину 39,2 м. Его пол лежал ниже уровня улицы на 0,7 м (четыре ступени), что было связано с повышением в ходе столетий уличной мостовой. «Значительные строительные работы проводились в 1611-1630-х гг., при этом были удалены почти все средневековые детали» [Ney H., S. 3]. В 1624 г. накренились столбы позади алтаря, их укрепили металлическими устоями, которые были заметны еще в 1912 г. В 1681 г. впервые упомянута пристройка к южной стене восточного хора, которая использовалась как сакристия.

 

Полное обновление храма проводилось в 1752 г. и храм получил тогда башню с характерным завершением, которое называют «Nadelspitze» — «острие иглы», видное из разных частей города. На башне находились часы.

 

Рис. 2. Штайндамм. Храм Святого Николая. Гравюра 1855 г. Открытка. Архив И.В. Белинцевой.

Рис. 3. Штайндамм. Храм Святого Николая. Южный и восточный фасады. [Wagner W.D., S. 219].

Х. Ней представил историю здания и охарактеризовал изменения его внутреннего пространства [Ney H., S. 1-14]. Подробное авторское описание храма дал исследователь средневековой архитектуры Восточной Пруссии Х. Херманн. Он писал констатировал, что храм – это «сводчатая зальная постройка с многогранным хором, западной башней и контрфорсами из кирпича с готической кладкой» [Hermann Ch., S. 522-523].

Рис. 4. Штайндамм. Храм Святого Николая. План и разрезы. [Hermann Ch. S. 522].

Рис. 5. Штайндамм. Храм Святого Николая. План. [Макс К.]

Алтарь храма в Штайндамме написал в 1585–1587 гг. художник Антон Мёллер (1563–1611), который родился в Кёнигсберге. Он был сыном придворного парикмахера и хирурга, служившего у герцога Альбрехта и его сына Альбрехта Фридриха. В 1578 г. обучался у неизвестного живописца, был в Италии и в 1585 г. переселился в Данциг, где прославился как большой мастер. Резная рама для алтаря была выполнена в 1670 г. неизвестным резчиком [Rohde A., S. 72]. В храме стояла проповедническая кафедра в стиле рококо и имелось множество эпитафий самых родовитых семей Кёнигсберга [Wagner W.D., S. 220].

 

После Реформации храм рассматривался как филиал церкви в Альтштадте, потом служил для евангелических богослужений поляков и литовцев, а с 1550 г.  был предоставлен для богослужения исключительно полякам [Baczko L., S. 158]. Поляки и литовцы евангелического вероисповедания, изгоняемые из своих стран, постоянно спорили о принадлежности церкви. По указу 1634 г. при храме организована польская школа. Но один раз в месяц помещение предоставлялось для богослужений на литовском языке – для рекрутов из северной части Восточной Пруссии (так называемая «Прусская Литва»). Он имел вплоть до 1724 г. собственный суд, который проводился в особом судебном здании [Baczko L., S. 33].

 

В 1760–1762 гг., во время Семилетней войны, храм превратили в православную церковь. Ее освятил архимандрит Ефрем.

Рис. 6. Штайндамм. Храм Святого Николая. Южный и восточный фасады. [Wagner W.D., S. 220].

«Во время оккупации Кёнигсберга французами в 1807-1812 гг. в кирхе был размещен лазарет, а затем тюрьма для мародеров и других преступников» [Кёнигсберг. Калининград, с. 606]. В 1888 г. предпринята капитальная реставрация храма.

 

Рис. 7. Штайндамм. Храм Святого Николая. Вид среди городской застройки. [Wagner W.D., S. 217].

Штайндаммская кирха уцелела во время налёта англо-американской авиации в августе 1944 г., но была разрушена в ходе боев за город. С 1950-х гг. над участком, где была расположена Штайндаммская кирха, проходит широкий Ленинский проспект Калининграда. Уцелел отлитый в 1714 г. Церковный колокол, хранившийся на гамбургском кладбище колоколов. С 1954 г. он звонит в соборе Вердена в Нижней Саксонии.

Источники и литература:

  • Кёнигсберг. Калининград. Иллюстрированный энциклопедический справочник. Под. Общ. ред. А.С. Пржедомского. – Калининград: Янтарный сказ, 2006.
  • Макс К. План Штайндамской кирхи в Кенигсберг, 1909 г. URL: https://de.wikipedia.org/wiki/Datei:Grundriss_steindammer_kirche.jpg
  • План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.
  • Baczko L. von. Versuch einer Geschichte und Beschreibung Königsbergs. Königsberg: bei Goebbels und Unzer, 1804.
  • Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostperussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. 1897.
  • Hermann Ch. Mittelalterliche Architektur in Preussenland. Untersuchungen zur Frage der Kunstlandschaft und – Geographie. Petersberg: Michael Imhof Verlag, 2007.
  • Ney H. Gottes Häuser in Königsberg. Bd. 1: Kirchen, Kapellen und Synagogen bis 1945. 2. Auflage 2015. Grin-Verlag, 2015. S. 1-14.
  • Rohde A. Königsberg Pr. Mit 101 Abbildungen. Leipzig: Klinkhardt & Biermann Verlag, 1929.
  • Wagner W.D. Reise in die alte Heimat. Ostpreussen in 1000 Bildern. Königswinter: Mathias Lempertz GmbH, 2011.
  •