Пёстрый мост
Bunte Brücke

Рис. 1. Пёстрый мост. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10].

«Построенный в конце XVII в. (до 1698 г.) Пёстрый мост вел через замковый ров от задних ворот замка в сторону Принцессинплац. Примерно в конце XVIII в. его заменили дамбой» [Karl G, S. 41].

 

Дата появления названия этого моста в настоящее время имеет разночтения. Немецкие краеведы конца XIX в. утверждали, что мост был построен и пёстро раскрашен в 1697 г., находился недалеко от западных ворот и вел через Замковый ров к Принцессинплац. В 1867 г. был разрушен в связи с созданием Гезекусплац [Armstedt R., Fischer R., S. 90]. «На северной оконечности западного флигеля находился деревянный мост, Бунте брюке, идущий через замковые рвы, там, где позднее на краткое время поставили памятник И. Канту. Посредством моста осуществлялась связь с Принцессинштрассе» — кратко писали немецкие авторы конца XIX в. [Armstedt R., Fischer R., S. 47].

 

Более подробно историю Пёстрого моста изложил В.Д. Вагнер, его сведения о датировке моста несколько отличаются от данных краеведов более чем столетней давности [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2, S. 90–92]. Вагнер опирается на письменные источники, утверждавшие, что мост построен в 1698 г. или в 1700 г. А. Бёттихер также придерживался мнения, что мост появился только в 1700 г. [Boetticher A., S. 89].

 

Приводимые В.Д. Вагнером дополнительно архивные документы свидетельствуют, что мост появился десятилетиями ранее и постоянно подвергался ремонтам, например в июне 1668 г. на мосту проводились строительные работы, для чего был привезены доски из леса в Нойхойзере (совр. Мечниково).

 

В.Д. Вагнер пишет, что на северо-восточном углу замка, между домом охраны и идущей параллельно западному флигелю «конюшней обербургграфов», проходил мост длиной 110 фус (= 34,52 м) и шириной 18 фус, построенный около 1698/1700 гг. над грязно-болотистой канавой и ведущий к Принцессинплац и позднейшей Принцессинштрассе.

Рис. 2. Старый мост через замковый ров. [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2].

 

Рис. 3. Старый мост через замковый ров. Разрез. [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2].

 

Рис. 4. Старый мост через замковый ров. Поперечный разрез. [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2].

Рис.5. Старый мост через замковый ров. Вид сверху. [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2].

Почти полстолетия позднее, в 1744 г., строительный директор Пауль Цильхер должен был позаботиться об обновлении моста, так как доски на мосту сгнили и часть их пала жертвой бури. П. Цильхер привез доски, но наступивший ноябрь с его морозами помешал проведению работ, они продолжились только в следующем году. Несколькими годами позднее, в 1752 г., состояние замкового моста стало еще хуже, он стал таким ветхим, что один кучер опрокинул здесь груженную навозом телегу и потерял при этом лошадь. Было решено часть рва сузить и при этом укоротить мост, и уже в июне 1752 г. проезд снова действовал. Но в сентябре 1753 г. появилась новая проблема, так как бастион вблизи замкового моста при саде Лесгеванга из-за дождей рухнул. Новые работы по ремонту должен был проводить по проекту строительного директора Герхардта плотник Баак [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2, S. 90–92].

 

На некоторое время наступило затишье вокруг моста, известного с середины 1750-х гг. как «Пёстрый мост» [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2, S. 90-92. В ссылке 223 указано, что название Бунте Брюке относится к 1758 г., что противоречит словам Армштедта]. В июне 1762 г. отмечено: «Поток воды, текущий от Трагхайма сквозь Юнкергассе ниже Принцессинплац к старому госпиталю и отсюда в Прегель, под находящимся здесь мостом был засорен навозом из замковых конюшен, так что вода встала, и не только фундамент огромного замка перед домом охраны был затоплен, но также прилегающие сады и особенно сад, принадлежащий дворцу князей Хольштайн-Бек, нанесены повреждения оградам и садовым постройкам». Строительный директор (баудиректор) Герхардт видел выход в создании деревянного канала [Wagner W.D., Lange H.,  Bd. 2, S. 90–92].

 

Осенью 1763 г. мост необходимо было вновь основательно чинить, его гнилые доски опасно разрушались из-за ежедневно марширующих к дворцовой площади охранников. В декабре 1773 г. развалился бастион с частью улицы, при этом, к счастью, повреждены были только ограда сада Лесгевангена и отдельные деревья.

 

В мае 1790 г. мост с укороченной до 66 фус (=20,70 м) длиной, прежней шириной 18 фус и высотой 8 фус был настолько изношен, что ожидали его крушения [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2, S. 90-92]. Обербаудиректор Юнгханс разработал два варианта решения проблемы: кроме восстановления старых конструкций, что стоило бы 1067 рейхсталеров, он предложил альтернативно создать земляную дамбу, под которой проходил бы массивный арочный канал для воды, что стоило бы дешевле – 1053 рейхсталеров. Высшему департаменту в Берлине (письмо от 19 июня 1790) было, однако, неясно, как существенно более узкий канал (6 фус шириной) сможет пропустить воду, которая текла по более широкому рву между опорами моста. Обербаудиректор Лилиенталь обратился к королю с просьбой об изысканиях для одобрения проекта Юнгханса, предусматривавшего сделать также обходной канал. После долгих отнекиваний и переписки между Кёнигсбергом и Берлином король Фридрих Вильгельм II собственноручно одобрил проект 23 марта 1791 г. и выделил 1263 рейхталеров для его реализации.

 

Только после королевского согласия от 15 сентября 1791 г. стало известно, что строительство должно быть проведено мельничным архитектором Барковским по переданным ему планам главного строительного инспектора Юнгханса. Уже заготовленные материалы – 8 тысяч кирпичей ждали использования. Юнгхагс задумал сводчатый канал (54 на 6 фус) между двумя массивными опорами старого моста.

Рис. 6. Проекты канала под дамбой. [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2].

 

Так как цена строительных материалов выросла, общая сумма достигла 1293 рейхсталеров. С Барковским работали каменщик и плотник, они отвечали за то, чтобы хорошо уложить полевые валуны и укрепить колотым камнем, а также выложить свод, над которым надо было возвести верхнюю надстройку. Перед началом строительства старый Пёстрый мост был разобран. Так как земля была уже подготовлена, был шанс в течение 14 дней при хорошей погоде сделать прочные откосы по сторонам рва.

Рис. 7. Проекты канала и дамбы. Разрез. [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2].

Ядро откосов образовала твердая сухая земля и щебень, стороны гребня покрыли мусор, навоз и пр. В конце концов дамба была засажена дерном и аллеей деревьев и получила в середине проезжую дорогу, где с каждой стороны были устроены пешеходные дорожки.

 

21 декабря 1791 г. лопнули две водяные трубы замка – одна из них на углу сада профессора Канта. Вторая перед новым сводом канала, что привело к повреждениям [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2, S. 91].

 

Весной 1792 г. новую дамбу замостили булыжником по приказу обер-президента Шрёттера. В январе 1793 г. подрядчики Бергау и Барковски объявили, что мост успешно закончен [Wagner W.D., Lange H., Bd. 2, S. 92].

Рис. 8. Фрагмент карты, выполненной Хенше и повторенной Лёффлерсом в 1848 г. [Wagner W.D., Bd. 1].

Некоторую ясность в историю сложения рвов вносит Т. Экхардт: «Ручей, ранее проходивший мимо западной стороны замка у Штайнтор (Каменных ворот), еще до начала расширений городских укреплений, начиная у здания замкового туалета, был повернут, с облицованными камнем берегами, вдоль важнейшей части каменной городской стены и направлен к Ластадиенским воротам. Отсюда он был отведен узким протоком в р. Прегель…» [Эрхардт Т., с. 21].

 

Рис. 9. Ров и мост изображены также на плане, хранящемся в Берлине.

Историк города Л. фон Бачко писал в 1804 г., что проезд в центре нижнего этажа западного флигеля замка вел к мосту через замковые рвы, через которые ведет плотина. Сухие теперь рвы превращены в сады [Baczko L. von., S. 106].

Таким образом, во времена И. Канта мост пережил существенные изменения – из непрочной деревянной конструкции превратился в более устойчивую земляную дамбу, под которой проходил арочный канал с водой.

Источники и литература.

  • План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.
  • Эрхардт Т. История крепости Кёнигсберг в Восточной Пруссии. 1257-1945. Пер. с нем В.М. Тарабрин, В.А. Зорин. Москва: б/и, 1997. (Erhardt Traugott. Die Geschichte der Festung Königsberg/Pr. 1257-1945. Würzburg: Gemeinschaftsverlag: Holzner-Verlag, 1960; Frankfurt/Main: E.S. Mittler& Sohn GmbH, 1960).
  • Armstedt R., Fischer R. Heimatkunde von Königsberg i. Pr. Mit Abschnitten aus der Bürgerkunde, 31 Abbildungen und 2 Karteskizzen. Königsberg i. Pr.: Kommissionsverlag von Wilhelm Koch, 1895.
  • Baczko L. von. Versuch einer Geschichte und Beschreibung Königsbergs. Königsberg: bei Goebbels und Unzer, 1804.
  • Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprеussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.
  • Karl G. Geschichtliches Strassenverzeichnis der Stadt Königsberg in Preussen. Königsberg i. Pr.: Verlag der Koenigsberger Allgemeinen Zeitung und Verlagsdruckerei GmbH, 1924. (2. Nachdruck Hamburg 1992. Im Selbstverlag des Vereins fuer Familienvorschung in Ost- und Westpreussen e. V. Nr. 4)
  • Wagner W.D. Das Königsberger Schloss. Eine Bau- und Kulturgeschichte. Bd. 1. Von der Gründung bis zur Regierung Friedrich Wilhelms I (1255-1740). Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2008.
  • Wagner W.D., Lange H. Das Königsberger Schloss. Eine Bau- und Kulturgeschichte. Bd. 2. Regensburg: Verlag Schnell & Steiner, 2008–2011. С. 91-92.