При просмотре с мобильных устройств, нажмите на кнопку “Развернуть”, чтобы увидеть модель в дополненной реальности
Внешность Канта рисуется всего одной, но выразительно-точной фразой Николая Карамзина: «Меня встретил маленький, худенький старичок, отменно белый и нежный». Отметив также, что Кант говорит скоро и тихо, Карамзин замечает: «Домик у него маленький и внутри приборов немного…» [Карамзин].
Яхманн писал о физическом строении и качествах Канта: «Тело Канта было по природе не рассчитано на восьмидесятилетний срок службы. Вся структура его тела была слаба. Его тело было едва ли пять футов в высоту; голова очень большая по отношению к остальному телу; грудь очень плоская и почти вогнутая; правая плечевая кость назад немного растянулась. Остальные части корпуса имели между собой правильный баланс. Его костная структура была чрезвычайно слабой, но еще слабее была мышечная сила. Все тело было покрыто таким небольшим количеством плоти, что он мог удерживать свою одежду только искусственными средствами. Лицо Канта имело очень приятное строение и, должно быть, в молодости было очень хорошеньким. У него были светлые волосы, свежий цвет лица и щеки все еще имели здоровый румянец в старости» [Jachmann, s.12].
Допускался светло-песочный цвет его платья, который впоследствии сменился более глубоким коричневатым цветом. В теплые дни он следовал по обычаю того времени со снятой шляпой, на голове был мелко напудренный парик. Шелковые чулки и туфли также были частью обычного костюма того времени хорошо одетого человека» [Jachmann, s.21].
Основным для воссоздания облика немецкого философа являются изобразительные источники. Клаксен в статье «Как выглядел Кант очень подробно изучил этот вопрос».
Одним из первых стал рисунок мелом, сделанный около 1755 г. графиней Каролиной Шарлоттой Амалией фон Кейзерлинг, в доме которой, вероятно, проживал Кант. На листе довольно большого формата изображен моложаво выглядящий мужчина. Человек с большим лбом, широкими, далеко расставленными глазами, прямым носом, тонким поджатым ртом и узким подбородком.
Рис. 1 Рисунок графини Кейзерлинг мелом. Около 1755 г. Замок Раутенбург в Восточной Пруссии. Размер: 25:35 см. Потерян; проиллюстрировано и описано Эмилем Фроммом в: Kant–Studien 2, 1898, 145-160.
Второй ранний портрет, картина кенигсбергского художника Беккера, был написан спустя 13 лет. Кант было на тот момент уже 44 года. Его внешний вид не сильно изменился. Рот уже не так сжат, лицо более полное. Осанка и изящная голова делают вполне понятным, почему философа называли «элегантным мастером».
Рис. 2. Картина Беккера. 1768 г. Копия из книжного магазина Gräfe & Unzer, Кенигсберг. Местонахождение: Национальный музей Шиллера, Марбах.
После публикации «Критики чистого разума» в 1781 г. к Канту пришла настоящая слава. Поэтому неудивительно, что все другие сохранившиеся портреты были созданы после этой даты.
В 1791 г. Дёблер поместил его на своей небольшой картине с более сильным акцентом на духовное описание, этот портрет один из самых тиражируемых.
Рис. 3. Картина Дёблера [также: Доплера] 1791 г. Из школы шотландца Эдмунда Фрэнсиса Кунингема. Пропаал без вести в 1945 г. Вторая версия около 1791 года. Местонахождение: Дом в Кенигсберге, город Дуйсбург.
Рисунок Шнорра 1789 г. стал образцом для многих последующих минитаюр. По мнению художника, необычность лица Канта была обусловлена сильно выпуклым лбом и почти горизонтальной линией подбородка.
Подбородок уже не столь выражен на портрете Сеневальдта 1786 г.
Рис. 4. Рисунок Фейта Ханса Шнорра, 1789.
Рис. 5. Рисунок сепией Фридриха Вильгельма Сеневальдта 1786 г.
Библиотека майората графа Дона-Шлобиттена.
Рис. 5. Рисунок сепией Фридриха Вильгельма Сеневальдта 1786 г.
Библиотека майората графа Дона-Шлобиттена.
Оба изображения показывают знакомые формы: большие глаза, прямой тонкий нос и маленький подбородок, рот немного выпячивается.
Яркие возрастные изменения заметны на миниатюрах Верне, созданных между 1792 и 1795 гг. Лицо уже морщинистое, резко выделяются скулы, от носа идет глубокая морщина, нос кажется более костлявым и скулы выделяются больше, чем на изображениях Шнорра и Сеневальдта. От носа до уголка рта проходит глубокая морщина, которая сильно выделялась уже и на картине, нос кажется костлявым, свисает нижняя губа. Только большие глаза, хотя и морщинистые все также светят силой и почти не изменились брови.
Рис. 6,7. Миниатюра Верне. Около 1795 г.
Оба изображения показывают знакомые формы: большие глаза, прямой тонкий нос и маленький подбородок, рот немного выпячивается.
Яркие возрастные изменения заметны на миниатюрах Верне, созданных между 1792 и 1795 гг. Лицо уже морщинистое, резко выделяются скулы, от носа идет глубокая морщина, нос кажется более костлявым и скулы выделяются больше, чем на изображениях Шнорра и Сеневальдта. От носа до уголка рта проходит глубокая морщина, которая сильно выделялась уже и на картине, нос кажется костлявым, свисает нижняя губа. Только большие глаза, хотя и морщинистые все также светят силой и почти не изменились брови.
Скульптор Хагеманн в 1801 г. создает бюст, где Кант предстает обветшалым, кости черепа давят повсюду, покрытые лишь дряблой кожей, нижняя губа отвисает.
Рис.8. Рисунок Путриха. До 1798 г. Графическое собрание Немецкого литературного архива, Марбах.
Рис. 9. Бюст Фридриха Хагемана, 1801.
Источником для реконструкции внешности И. Канта служит и его посмертная маска [Clasen].
Рис. 10. Кнорре посмертная маска. Дерпт, Музей анатомии; вновь открыт в 1999 г: Шарите (кафедра анатомии), Берлин.
Источники и литература:
Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М., 1988. С.52.
Clasen R.H. Wie sah Kant aus? In: LIZ, 17. April, 1924. S.2-18.
Jachmann R.B. Immanuel Kant geschildert in Briefen an einen Freund… // Immanuel Kant. Sein Leben in Darschtellungch von Zeitgenossen / hrsg. von. F. Gross. Darmstadt, 1993.