Ратуша
Rathaus

Рис. 1. Кёнигсберг. План. 1815 г. Фрагмент.

Альтштадский рынок – наиболее широкая улица, площадь города. «Альтштадский рынок, без сомнения, появился сразу при межевании города в XIII в. локатором, назначенным Орденом» [Karl G., S. 27].

Рис. 2. Кёнигсберг. Вид с птичьего полета. И. Беринг. 1613 г. [Jäger E., Schreiner R.].

Южная часть служила коммерческим рынком, и в этой части доминировало главное здание Альтштадта – Ратуша, выходящая основным фасадом на рыночную площадь. Боковое крыло и задний фасад ратуши граничили с Альтштедтише Ланггассе и Шмидештрассе.

 

Ратуша стояла на этом месте с основания города, перестраивалась в 1528 и 1757 гг. Старое здание, по утверждению К. Штайна (в пересказе Бёттихера) имело «широкую каменную лестницу к входу. Рядом стояли два каменных льва… дата строительства ратуши 1528; здание включало библиотеку, тюрьму; имело две башни с часами на одной и общественным колоколом на другой» [Boetticher A., S. 204]. Эта старинная постройка города не была монументальным сооружением [Armstedt R., Fischer R., S. 128], то есть это было сооружение в технике фахверка, как и многие жилые дома Альтштадта. Башня была возведена в 1764 г., перед строительством в 1757 г. ратуша имела две башни [Armstedt R., Fischer R., S. 128].

 

Рис. 3. Кёнигсберг. Вид с высоты птичьего полета. М. Мериан. 1641 г. [Jäger E., Schreiner R.]

Основательное обновление и одновременно расширение посредством пристройки на Шмидештрассе последовало в 1832 г. Здание утратило барочные черты архитектуры середины XVIII в. и было выдержано в строгом соответствии со стилем позднего классицизма первой трети XIX в. На картине (1836 г.) и эскизе (не датировано) кёнигсбергского художника Ю. Кнорре классицистические черты облика здания уже зафиксированы.

Рис. 4. Ю. Кнорре. Кёнигсберг. Сцена у фонтана. Эскиз. 1834 (1840?) г. [Gemälde. Prof. Julius Knorre…]

Рис. 5. Ю. Кнорре. Кёнигсберг. Сцена у фонтана. 1838 г. [Gemälde. Prof. Julius Knorre…]

Хранитель древностей Восточной Пруссии А. Бёттихер писал: «Старая ратуша была построена в 1528 г. и служила до объединения городов в 1724 г. Из-за ветхости здание было в 1754 г. полностью разобрано и возведено на новом основании. К 1757 г. ратуша была готова до башни, которую достроили в 1764 г. В 1765 г. был установлен набалдашник и флюгер с орлом, о чем Писански сложил стихотворение. В 1767 г. отлили колокол, звонивший каждые четверть часа. В 1774 г. на месте орла поместили флаг с гербом города, а на надстройке крыши — коронованную голову, которая при каждом ударе часов открывала рот. Его звали альтштадским «Яппером». Легенда гласит, что голову установили из насмешки над Кнайпхофом, во что трудно поверить. Механизм крикуна был сломан залетевшим воробьем. Кёнигсбержцы называли его после этого случая «глотателем воробьев». Теперь вместо человеческой головы на башне крыши установлена львиная маска» [Boetticher A., S. 203; Armstedt R., Fischer R., S. 148].

 

Более четко о «Яппере» высказался Х.М. Мюльпфордт. Исследователь местного искусства писал, что коронованная голова появилась еще в XV в. как следствие Тринадцатилетней войны (1454-1466) и должна была демонстрировать превосходство жителей Альтштадта над соседним Кнайпхофом. Она затем была перенесена на башню ратуши, построенную в 1528 г. «Об этой торчащей коронованной бородатой голове нельзя было сказать определенно, принадлежит ли она человеку или животному» [Mühlpfordt H. M, S. 240]. Голова была перенесена в 1774 г. на башню ратуши, построенной в 1754-1765 гг. Именно в этого второго «Яппера» влетел воробей, навсегда испортив механизм. Из-за погибшей птички Яппера в 1832 г. заменили жестяной позолоченной львиной головой.

 

До 1724 г. ратуша служила местом заседания совета и суда Альтштадта. Когда 13 июня 1724 г. Фридрих Вильгельм 1 объединил три города, ратуша Альтштадта стала местом заседаний общего суда, который стал называться королевским. Городской суд располагался тут до большой правовой реформы 1879 г., когда он переместился (как суд провинции) в новопостроенное здание на Театральной площади.

Рис. 6. Альтштадский рынок. А.Х. Франк/Е. Хеннинг. Цв. литография. Ок. 1850 г. [Jäger E., Schreiner R.]

Ратуша по-прежнему оставалась во владении городом. Здесь находились чиновники, Земеринг-музей и Музыкальная консерватория. Музей Земеринга представляет собой небольшое собрание из семи скульптур (в основном слепки) скульптора проф. Земеринга, родом из Кёнигсберга, который подарил коллекцию городу. Среди работ выделялся мраморный бюст Иоганна Якоби [Armstedt R., Fischer R., S. 132]. Старые ратушные и городские весы под ратушей не сохранились. Подвал приспособили под ресторан. Пристройка на Шмидештрассе принадлежит налоговому ведомству.

Рис.7. Ратуша Альтштадта. Фото кон. 19 в. [Собрание негативов ПАН. № 112739]

На углу Альштадского рынка и Хокергассе стоял бывший дом бургомистра, который позднее стал служебной квартирой директора (президента) полиции. Соседние с ратушей дома существенно перестроили в XIX в.

 

В датировках периода строительства новой ратуши имеются незначительные разночтения. Л. Бачко писал, что «современная постройка начата в 1750 г. и закончена в 1773. В ратуше находится библиотека совета, а под нею городские весы, подвалы совета и городская вахта» [Baczko L., S. 118]

 

Согласно Ф. Гаузе, новая ратуша строилась в 1754-1756 гг. Обветшание ратуши было зафиксировано еще в 1751 г. Башня была закончена в 1765 г. Аналог рыночного фасада ратуши – ратуша в Тильзите (арх. Л. Бергиус) [Gause F., S. 146].

 

У историка города первой половины XIX в. К. Фабера читаем: «из-за ветхости здания оно было в 1754 г. полностью разобрано и было заложено новое основание ратуши. Когда здание было готово в 1757 г., 7 июля этого года там состоялось первое заседание. Строительство башни из-за военного времени могло быть закончено только в 1764 г. 29 марта 1765 г. был поставлен шар и флюгер с орлом с празднованием ремесленников (о чем извещала газета «Кёнигсбергер Цайтунг» в 1765 г. в № 26). В 1774 г. медного черного орла, прикрепленного за правое крыло, заменили обычным флагом с гербом города, крестом и короной над ним, а также поставили позолоченный крест. Здание, место заседаний королевского суда, обновлено в 1832 г. и дополнено пристройкой на Шмидештрассе. Под ним находятся городские весы, городская стража и сводчатые подвалы, которые арендует вдова виноторговца Иоганна Вильгельма Якоби» [Faber K., S. 39-40].

 

Подробности архитектурной истории здания, перипетий проектирования и строительства ратуши, а также три проектных чертежа приведены К. Вюншем.

 

В 1528 г. возвели новое здание вместо средневековой ратуши, упомянутой в документах 1423 г. Внешний вид представлен на плане Беринга 1613 г., внутреннее убранство описано в 1645 г. Каспаром Штайном. Ратуша выходила главным фасадом на восточную сторону альтштадского рынка, это было относительно короткое здание с двумя башнями – часовой и колокольней (звонницей). Более длинный и низкий боковой фасад выходил на Длинную улицу. После объединения городов в 1724 г. в альтштадтской ратуше сохранили служебные помещения городского суда и коллегии пивоваров; магистрат заседал в ратуше Кнайпхофа.

 

К 1750 г. здание обветшало и стало представлять опасность для прохожих. По указу городского совета в декабре создана комиссия, в которую вошли баушрайберы (прорабы) Бутау и Краффт, каменщики Керштайн и Альтрок, плотники Реммингер и Баннварт [Wünsch C., S. 364]. К. Вюнш дает подробные описания степени разрушений, отметив, что особенно пострадали башни и своды подвалов. В январе 1751 г. предприняли попытку улучшения деревянного (фахверкового) сооружения 1528 г. [Wünsch C., S. 365].

 

В 1753 г. обсуждались проектные предложения Бутау и Лилиенталя, особенно остро стоял вопрос об установке башни – над центром главного фасада или на углу Длинной улицы, как было на старой ратуше.

 

В новом здании запланировали помещения для суда, коллегии пивоваров, комнаты для ипотечной службы и городской библиотеки. Это потребовало расширения площади ратуши, для чего были присоединены соседние дома вдовы городского советника Шинемана и городского советника Мёллера [Wünsch C., S. 365].

 

26 января 1754 г. проект с угловой башней был направлен в Берлин для одобрения. 11 февраля получили разрешение короля на снос и покупку дополнительных площадей, общие строит расходы одобрены в размере 13102 талеров. Был принят проект Христофа Бутау.

Рис. 8. Ратуша Альтштадта. Проект Бутау. 1754 г. [Wünsch C.].

Аксонометрия представляет оба фасада здания одной высоты, над цоколем – два полных этажа и мансарда. На рыночном фасаде – центральный ризалит на три оси с треугольным фронтоном. Башня расположена на углу, флюгер несет орла. Строительный директор Герхардт при проверке заметил, что башня на углу может стоять только на балках, что конструктивно неустойчиво. Весной этого же года инспектор Лилиенталь переработал проект и предложил установить башню над центром фасада, чтобы под ярусом для часов сделать еще навес для колокола [Wünsch C., S. 366].

Рис. 9. Ратуша Альтштадта. Проект Лилиенталя. 1754 г. [Wünsch C.].

Магистрат решил также изготовить точную деревянную модель крыши как образец для исполнителей-ремесленников. Согласно проекту предполагалось сохранить старые фундаменты и подвал, но изыскания показали, что они не выдержат новых стен. Подвальный этаж был сделан заново. В 1764 г. проектировались статуи и вазы, навес на колоннах и внешняя лестница [Wünsch C., S. 367]. Для выполнения башни был приглашен военный и статский советник Л. Бергиус, который после смерти Л. Унфридта фон Шультхайса в июне 1753 г. занял пост обербаудиректора кёнигсбергского округа [Wünsch C., S. 368].

Рис. 10. Ратуша Альтштадта. Проект К.Л. Бергиуса. 1764 г. [Wünsch C.].

Ратуша из-за денежных затруднений не получила запланированных скульптур и прочих украшений, в том числе портика на каменных колоннах над лестницей на рыночном фасаде. Уже приготовленные элементы, четыре дорические колонны, и высокие до 40 фус (ок. 120 см) изогнутые перила лестницы были сильно повреждены во время пожара 11 ноября 1764 г. в мастерской вдовы каменотеса Холлингера, и не могли быть использованы. Сначала магистрат намеревался заменить испорченные детали, но потом решили делать колонны из дерева. Были ли они выполнены, из документов неясно [Wünsch C., S. 369].

В 1832 г. к ратуше была пристроена часть вдоль Шмидештрассе и здание основательно отремонтировано. Предположительно сохранили штукатурные членения, которые определяли внешний вид, так как о заказанных для окончания здания в 1764 г. декоративных элементах в свое время только говорилось [Wünsch C., S. 370]. На фасаде по Длинной улице оси на фото и на чертеже Бутау не совпадают, видимо его проект совсем не был учтен.

Рис.11. Ратуша Альтштадта. Фото кон. XIX в. [Собрание негативов ПАН. № 112738]

Немецкий историк города Ф. Гаузе упоминал, что первый проект ратуши выполнен в 1754 г. архитектором Христофом Бутау. Проект был изменен арх. Лилиенталем и затем Карлом Людвигом Бергиусом, во время директорства которого ратуша была закончена.

 

Бергиус стал высшим строительным директором в 1763 г., к тому времени ратуша была относительно готова и уже несколько лет использовалась. По эскизу Бергиуса была возведена только башня. Из этого возникла легенда, что построенная Бергиусом ратуша в Тильзите стала образцом для кёнигсбергской. В любом случае можно сказать, что рыночный фасад имеет некоторое сходство с тильзитским. Биография К. Л. Бергиуса и предположение о ратуше в Тильзите как прообразе альтштадской ратуши изложено в издании «Старопрусские биографии» [Schumacher, S. 51; описание ратуши в Тильзите см.: [Белинцева И.В., с. 91-92].

Рис.12. Ратуша Тильзита. Фото кон. 19 в. Собственность И. Белинцевой.

К.Л. Бергиус при переделке дорогостоящего проекта Лилиенталя cделал с западной стороны повышенную башню.

 

Проекты Лилиенталя — Бергиуса соответствуют стилю барокко середины – второй половины XVIII в. Излишний декор – статуи, вазоны и проч. не были выполнены из финансовых соображений: строительство шло долго и значительно превысило первоначальную сумму (возросшую до 24234 талеров 32 грошей и 9 пфеннигов).

 

Оформление фасадов на имеющихся гравюрах и фотографиях конца XIX — первой половины XX вв. соответствует строгому (ампирному) классицизму первой трети XIX в. (переделки 1832 г.).

Рис.13. Ратуша Альтштадта. Фото нач. ХХ в. [Источник: Открытые Интернет-ресурсы].

По осям (количеству окон) главный фасад совпадает с ранним проектом XVIII в., но исчезло круглое окно под башней (видимо, там торчал «Яппер»), арочные окна получили прямой абрис.

Источники и литература.

  • Белинцева И.В. Тильзит (Советск): исчезнувшие сооружения как фон исторических событий // Она же. Архитектура Восточной Пруссии: факты и интерпретации. Калининградская область. Калининград: Живем, 2020. С. 80-98.

  • Собрание негативов Института истории искусства ПАН. Варшава, Польша.

  • Armstedt R., Fischer R. Heimatkunde von Königsberg i. Pr. Mit Abschnitten aus der Bürgerkunde, 31 Abbildungen und 2 Karteskizzen. Königsberg i. Pr.: Kommissionsverlag von Wilhelm Koch, 1895.

  • Baczko L. von. Versuch einer Geschichte und Beschreibung Königsbergs. Königsberg: bei Goebbels und Unzer, 1804.

  • Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.

  • Faber K. Die Haupt- und Residenz-Stadt Königsberg in Preussen. Das Merkwürdigste aus der Geschichte, Beschreibung und Chronik der Stadt. Königsberg: bei Gräfe und Unzer, 1840.

  • Gause F. Die Geschichte der Stadt Königsberg in Preussen. Bd. 1. Von der Gründung der Stadt bis zum letzten Kurfürsten. Köln, Weimar, Wien: Bohlau Verlag, 1996.

  • Gemälde. Prof. Julius Knorre, attr. ”Scene am Springbrunnen zu Königsberg”. Auktionhaus Mehlis. Gemälde. URL: https://www.mehlis.eu/de/catalogs/8316/item/4354 (дата обращения 03.11.2022

  • Jäger E., Schreiner R. Das alte Königsberg. Veduten aus 400 Jahren. Regensburg; Grünstadt: Garamond-Verlag, 1987.

  • Karl G. Geschichtliches Strassenverzeichnis der Stadt Königsberg in Preussen. Königsberg i. Pr.: Verlag der Koenigsberger Allgemeinen Zeitung und Verlagsdruckerei GmbH, 1924. (2. Nachdruck Hamburg 1992. Im Selbstverlag des Vereins fuer Familienvorschung in Ost- und Westpreussen e. V. Nr. 4)

  • Mühlpfordt H. M. Königsberger Skulpturen und ihre Meister. 1255-1945. Würzburg: Holzner Verlag, 1970.

  • Schumacher. Bergius Karl Ludwig // Altpreussische Biographie, herausgegeben im Auftrage der historischen Kommissionn für ost – und westpreussische Landesforschung von Christian Krollmann. Königsberg Pr.: Gräfe und Unzer Verlag, 1936. S. 51.

  • Wünsch C. Das Königsberger städtische Bauwesen bis zum Ende des 18. Jahrhunderts und der Neubau des Altstädtischen Rathauses in den Jahren von 1754-1767 // Studien zur Geschichte des Preussenlandes. Festschrift S.E.Keyser. Marburg, 1963. S. 359-372.