Почта
(позднее – кондитерские)

Postpackhaus
(späterе Konditorei)

Улица Альтштедтишер Маркт Кёнигсберга представляла собой наиболее широкую улицу Альтштадта. Здесь вплоть до Второй мировой войны сохранялось значительное количество старых домов, нередко с характерными старинными двухэтажными пристройками. На северной оконечности рынка долгое время находилось примечательное здание, первоначально служившее почтой (складом почтовых грузов – постпакгауз, или «Post Blombage Haus», который стоял вблизи запланированного почтового управления на Альтштедтише Маркт), а позднее — кондитерской. В южном флигеле замка имелся проход к Альтштадтскому рынку, над которым находился портрет герцога Альбрехта с надписью из псалма 56, прикрепленный в 1551 г. От этого прохода к рынку вели две широкие лестницы по обеим сторонам кондитерской Штеркау (Sterkausche Konditorei), размещавшейся здесь в конце XIX в. [Armstedt R., Fischer R., S. 42]. Почту хотели обновить, но денег не хватало, и городские власти добавили средства для статуи короля с декорацией, с целью снискать благоволение короля и избежать притеснений и немилости с его стороны.

В.Д. Вагнер, автор двух томов, посвященных истории Королевского замка в Кёнигсберге, опубликовал новые данные о перестройке старой почты. Её планировалось обновить в связи с созданием на рыночной площади нового почтового управления. Проект сделал, предположительно, строительный директор Цильхер (Zilcher) [Wagner W.D., 2008, S. 368].

Рис. 1. Кёнигсберг. Кирхенгассе 19. Проект почты и памятника Фридриху Вильгельму I [Wagner W.D., 2008, S. 96].

Новая почта выглядела как двухэтажное оштукатуренное здание на пять осей под вальмовой крышей. Согласно проекту, в центре фасада предполагалось поставить статую Фридриха Вильгельма I в нише, обрамленной парными пилястрами, несущими карниз и полуциркульную арку. Но у прусского правительства денег на это не было, и оно обратилось к городскому Совету за помощью. К этому времени магистрат был в немилости у короля, и члены Совета, посовещавшись, согласились заплатить 1300 талеров, остальное оплатило Прусское государство.

 

Слева от здания стояла мясная лавка, после ее сноса построили в 1754 г. новое здание с мансардной крышей [Wagner W.D., 2008, S. 374]. Здание сохранялось вплоть до начала XX века.

Рис. 2. Кёнигсберг. Кирхенгассе 18. Проект мясной лавки. 1754 г. [Wagner W.D., 2008, S. 368].

Перед памятником, выходившим на рыночную площадь, важную артерию города, проходила улица, ведущая к Альтштадтскому храму (Бергштрассе).

Рис. 3. Кёнигсберг. Кирхенгассе 19. Ситуационный план [Wagner W.D., 2008, S. 90].

Позади ряда домов, включая постгауз, находился проход, ведущий к южному флигелю

Рис. 4. Кёнигсберг. Пространство между домами на Бергштрассе и южным флигелем замка [Werner E., S. 37].

Фасад новой почты украшало одно из первых монументальных изображений правителей Восточной Пруссии, посвященное Фридриху Вильгельму I, (1688 – 1740) — королю Пруссии из династии Гогенцоллернов, правившему в 1713 — 1740 гг. и известному как «король-солдат».

Рис. 5. Кёнигсберг. Кирхенгассе, 19. Памятник королю Фридриху Вильгельму I до перемещения в начале XX в. 1730 г. Ск. И. Х. Майсснер [Armstedt R., Fischer R. S. 133].

 

Этот памятник имеет обширную историографию, его не обошли своим вниманием немецкие историки города и краеведы XIX – XX вв. На русском языке краткая справка о здании имеется в Интернете [URL: https://www.forum-kenig.ru/viewtopic.php?f=28&t=2246].

 

Карл Фабер писал о памятнике: «На рынке, у бывшей почты (сейчас частное заведение), находится каменный бассейн с фонтаном, и над ним в нише дома каменное изваяние Фридриха Вильгельма I в натуральную величину, с жезлом в правой руке, окруженным изваянными из камня трофеями, над которыми находилась каменная плита с латинской надписью, говорящей: «Сенат и народ города Кёнигсберга воздвигают этот памятник к вечной памяти короля в 1730 г.». По обе стороны доски представлены сидящие рабы, также выполненные из камня [Faber K., S. 40].

 

Историки города Р. Армштедт и Р. Фишер более подробно описывали памятник: «На северной стороне рыночной площади, у подножия замка стоит кондитерская, фасад которой украшает памятник королю Фридриху Вильгельму I. Памятник был старейшим в городе и одним из немногих изображений этого правителя. Король представлен в человеческий рост, он стоит на земном шаре в нише дома, окруженный боевыми доспехами, держит командирский жезл в правой руке. Архитектурное оформление статуи образуют четыре ионические пилястры, несущие триумфальную арку. Два сидящих пленника размещены по сторонам арки, прикованные к ней цепями. Между ними королевский герб, увенчанный короной. Под композицией латинская надпись, гласящая, что Совет и народ города Кёнигсберга поставили в 1730-м г. этот памятник для вечной памяти этого короля.

 

Под пилястрами слева и справа от постамента, украшенного рельефом, размещены две львиные головы, изрыгающие воду. Перед памятником расположен бассейн с фонтаном. Памятник изготовил из песчаника скульптор Иоганн Хайнрих Майсснер из Данцига (совр. Гданьск), за небольшую сумму 342 талера 60 грошей… Художественная ценность памятника столь же невелика» [Armstedt R., Fischer R., S.134].

 

Фрагмент фонтана, наблюдаемый со стороны левой лестницы, ведущей к замку, представлен на картине Ю. Кнорре, существующей в двух версиях. Спорный вопрос заключается в том, является ли сохранившаяся картина предварительным эскизом, сделанным начинающим художником перед отъездом на учебу в Дюссельдорф, или же это авторская копия.

Рис. 6. Ю. Кнорре. Кёнигсберг. Сцена у фонтана. 1836 г.

Рис. 7. Ю. Кнорре. Кёнигсберг. Сцена у фонтана. 1836 г.

А. Беттихер упоминал о причинах появления памятника: «В 1730 г. кенигсбергский магистрат впал в немилость короля Фридриха Вильгельма I. Чтобы избежать недовольства короля, был использован случай с ремонтом почты. Cозданием памятника должны были достигнуть примирения с королем. «Во славу короля и для украшения города»  городским советом был заключен контракт с данцигским скульптором И. Х. Майсснером, в документе было записано: «За королевскую статую в человеческий рост 72 дюйма высотой, стоящую на земном шаре диаметром в два рейнландских фуса, окруженном знаменами, из готтландского песчаника в доспехах и в королевской мантии, от начала и до конца красиво изваять — 100 талеров; за две гротескные головы, исторгающие воду, — четыре талера; 66 талеров дать за двух сидящих пленников или иных на фронтоне, включая герб с короной и лежащими вокруг знаменами; выдать 50 талеров транспортных расходов и пропитание скульптора при проведении работ и т.д.» [Boetticher A., S. 209].

 

Напыщенная надпись на фасаде здания гласила на латыни: «Friderico Wilhelmo Borussiae Regi Patriae Semper Viktori Semper Pacifico-Adiecta imperio Pomerania anterioriLithvania Borusssica njuj splendore aucta Exstructis ad tutelam finium firmissimis areibus Emendatis legibus Cunctis summa prouidentia et virtutis domi forisque compositis Ipsam denique invidiam Gloria vincente Senatus Populusque Regiomontanus Ad memoriam posteritatissempiternam Impar hoc tanto Regi monumentum pon: cur: Anno MDCCXXX». [Boetticher A., S. 210-211].

 

А. Роде сравнивал памятник королю Фридриху Вильгельму I с памятником Фридриху I (бывшему курфюрсту Фридриху III), установленному в 1802 г. напротив восточного крыла замка. Бронзовая скульптура курфюрста Фридриха III в натуральную величину была выполнена скульптором Андреасом Шлютером в 1697 г. Фигура отличалась нарочито театрализованной позой, ликом, жестами и драпировками. Она предназначалась первоначально для внутреннего двора цейхгауза, потом – для фронтона Дома инвалидов и, наконец, была помещена на Королевских воротах. Изваяние казалось слишком миниатюрным, и ученая комиссия под руководством короля Фридриха Вильгельма I долго искала ему место, но так и не нашла. После долгих перипетий фигура была подарена королем Фридрихом Вильгельмом III городу Кёнигсбергу «в вечное пользование».

 

На южной стороне замка стоял другой Фридрих Вильгельм I, «солдатский король». Город Кёнигсберг впал в немилость при дворе. «Мы должны позаботиться, успокоить поднявшиеся волны, для чего дает случай пакгауз», и было решено «во славу короля и к чести города» украсить постпакгауз с внешней стороны памятником Фридриху Вильгельму I. Король дал согласие в 1736 г. и был сделан заказ данцигскому скульптору Иоганну Хайнриху Майсснеру [Rohde A., S. 109]. Дата начала работы над памятником, указанная у А. Роде, отличается от приводимой (1730 г.) в других источниках.

Рис. 8. Кёнигсберг. Кирхенгассе 19. Памятник королю Фридриху Вильгельму I после перемещения. 1730 г. Ск. И. Х. Майсснер [Rohde A., S. 111].

Прусские провинциальные газеты писали: «Собственно памятник, кроме львиных морд, выполнен из готландского песчаника за сумму 292 талера 60 грошей скульптором Иоганном Хайнрихом Майсснером из Данцига. Бедняга, однако сильно просчитался, поэтому позднее по его нижайшей просьбе ему выдали еще 50 талеров из городской казны. Он, конечно, не Канова, но сделал все, что мог» [Цит. по: Rohde A., S. 112]

 

Альфред Роде в 1929 г. писал о произведении И.Х. Майсснера, что это «пустая и бездушная работа маленького провинциального мастера, который не дорос до решения больших задач» [Rohde A., S. 112]. Искусствовед отмечал, что ограниченность бюджета и экономия сказались вообще на всех строительных заданиях периода правления «солдатского короля».

 

В XIX в. дом был надстроен, в нем разместили кондитерскую Штеркау. В. Д. Вагнер пишет о нескольких различных кондитерских, расположенных в здании [Wagner W.D., 2011, S. 30].

Рис. 9. Кёнигсберг. Альтштедтишер Маркт. Открытка [Wagner W.D,. 2011, S. 30].

В 1906—1907 гг. здание, как и соседние, стоявшие вдоль южного флигеля замка, было разобрано.

 

Рис. 10. Кёнигсберг. Альтштедтишер Маркт. Открытка [Wagner W.D., 2011, S. 30].

Памятник был перенесен на опорную стену с южной стороны замка.

Рис. 11. Кёнигсберг. Юго-восточная сторона замка с террасой [Wagner W.D., 2011, S. 31].

Рис. 12. Кёнигсберг. Памятник Фридриху Вильгельму I на опорной стене перед замком [Wagner W.D., 2011, S. 32].

Внизу установили фонтан в 1907 г. с рельефом «Рыцарь и собака, пьющие из источника» (ск. Вальтер Розенберг, 1882-1945). Рельеф не сохранился.

Рис. 13. Кёнигсберг. Памятник Фридриху Вильгельму I на опорной стене перед замком [Wagner W.D., 2011, S. 32].

Остатки бывшей архитектурно-скульптурной композиции в виде ниши, обрамлённой пилястрами, сохранились в современном Калининграде.

 

Рис. 14. Калининград. Остатки памятника. Фото В.А. Верещагина. 2022 г.

Источники и литература:

  • Armstedt R., Fischer R. Heimatkunde von Königsberg i. Pr. Mit Abschnitten aus der Bürgerkunde, 31 Abbildungen und 2 Karteskizzen. Königsberg i. Pr.: Kommissionsverlag von Wilhelm Koch, 1895.
  • Baczko L. von. Versuch einer Geschichte und Beschreibung Königsbergs. Königsberg: bei Goebbels und Unzer, 1804.
  • Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. 1897.
  • Faber C. Taschenbuch von Königsberg. Königsberg: In der Universitäts Buchhandlung, 1929.
  • Faber K. Die Haupt- und Residenz-Stadt Königsberg in Preussen. Das Merkwürdigste aus der Geschichte, Beschreibung und Chronik der Stadt. Königsberg: bei Gräfe und Unzer, 1840.
  • Rohde A. Königsberg Pr. Mit 101 Abbildungen. Leipzig: Klinkhardt & Biermann Verlag, 1929.
  • Wagner W.D. Das Königsberger Schloss. Eine Bau- und Kulturgeschichte. Bd. 1. Von der Gründung bis zur Regierung Friedrich Wilhelms I (1255-1740). Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2008.
  • Wagner W.D. Reise in die alte Heimat. Ostpreussen in 1000 Bildern. Königswinter: Mathias Lempertz GmbH, 2011.
  • Werner E. Flammenzeichen // Die Gartenlaube. Illustriertes Familienblatt. 1890. Halbheft 2.