Жилые дома
(угол Данцигеркеллергассе)

Bürgerhäuser
(Ecke Danzigerkellergasse).

Рис. 1. Альтштедтише Кирхенгассе [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10].

Еще в 1375 г. Винрих фон Книпроде запретил строительство вдоль стен Кёнигсбергского замка, но его предписание не выполнялось, и появилась «улица под горой», которая в 1811 г. вместе со старой Почтовой улицей и Альтштадской храмовой улицей (Кирхенгассе) была названа Бергштрассе [Armstedt R., Fischer R., S. 124].

Рис. 2. Кёнигсберг. План замка и прилегающих улиц. Около 1400 г. (по Ф. Ларсу) [Wagner W.D., Bd. 1., S. 41].

А. Бёттихер пояснял: первоначально часть улицы с южной стороны замка, идущая от улицы Шлоссберг, называлась «Под горой»; идущая до бывшего почтового дома на Альтштадтском рынке – Старая почтовая улица, а отсюда – Кирхенштрассе. Позднее Альтштадтская Кирхенштрассе проходила от теперешней улицы Канта до угла Шмидештрассе, где заканчивалась Бергштрассе, теперь вся улица от Кантштрассе до Мюленберг называется Бергштрассе [Boetticher A., S. 180].

 

На гравюрах 1836 г. и 1844 г. показана старинная застройка Кирхенгассе (Берггассе), располагавшаяся вдоль южной стены замка, параллельно Ланггассе (Длинной улице Альтштадта). Кирхенгассе возникла позднее остальной застройки — первоначально здесь проходила свободная дорога вдоль южных укреплений замка.

Рис. 3. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография Мютцеля по картине К. Хюбнера. 1836 г.[Block F.; Meyer-Bremen R., Barfod J.].

 

Рис. 4. Кёнигсберг. Замок. Гравюра на дереве. Подписано – ACR. 1844 г. Место хранения Люнебург, Музей Восточной Пруссии [Jäger E., Schreiner R.].

Площадь в центре изображения 1836 г. – место, где во времена Канта находилась Альтштадтская церковь (разобрана в 1826-1828 гг.). Справа на углу площади стоит здание гимназии (до 1810 г. – Альтштадтская приходская школа, после 1889 г. – городская школа), построенное в 1592-1595 г.

Фасады домов реконструированы по гравюрам 1836 и 1844 гг., а также по фотографии конца ХIХ в.

Кирхенгассе № 6 (угол Данцигеркеллергассе) – Kirchengasse № 6

Рис. 5. Кёнигсберг. План части западного флигеля замка и перекрестка улиц Кирхенгассе и Данцигеркеллергассе. Фрагмент [Wagner W.D., Bd. 1, S. 81].

Рис. 6-7. На плане 1848 г. под № 10 (у Мюллера – № 6) указан владелец – Х. Шульц (Ch. Schulz) [Wagner W.D., Bd. 1].

Рис. 8. Кирхенгассе № 6. Фрагмент гравюры 1836 г.

Рис. 9. Кирхенгассе № 6. Фрагмент гравюры 1844 г.

Здание перекрыто полувальмовой крышей, со стороны Кирхенгассе закрытой аттиком с полуциркульным окном, характерным для эпохи ампир начала XIX в. На гравюре по сторонам центрального отверстия заметны два боковых симметричных оконца.

 

Дом появился, видимо, с начала застройки улицы, а аттик мог быть добавлен позднее. Здание имеет три оси по основному фасаду, обращенному когда-то к северному фасаду храма Святого Николая. Арочный вход, к которому ведут 6 (7?) ступеней, устроен с правой стороны. Виден узкий вход в подвал и расположенное на уровне земли подвальное окно. На изображении 1844 г. арочный вход в подвал представлен как глубокая ниша, квадратное окно цокольного этажа приподнято над уровнем земли. На этой же гравюре хорошо виден довольно непрезентабельный боковой фасад, выходящий на Данцигеркеллергассе. На плане заметно, насколько этот дом длиннее соседних. Из-за снижения уровня улицы цокольный ярус превратился в полноценный этаж с отдельным входом, следующий этаж не имел окон, одно из немногочисленных верхних окон, расположенное между этажами, вероятно, освещало лестницу.

Рис. 10. Берггассе (Кирхенгассе) [Коллекция фотографий… №112760].

Рис. 11. Берггассе (Кирхенгассе) [Коллекция фотографий… № 112584].

На фотографиях из коллекции Института истории искусства Польской Академии Наук (ПАН) видно, что дом № 6 снесен (рис. 10, 11).

Кирхенгассе № 7 – Kirchengasse № 7

Рис. 12. Кирхенгассе № 7. Фрагмент гравюры 1836 г.

Рис. 13. Кирхенгассе № 7. Фрагмент гравюры 1844 г.

Дом № 7 имел пристройку к правой половине дома. Фасад дома позволяют реконструировать гравюры 1836 и 1844 гг., а также фотографии конца ХIХ в.

Рис. 14. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография Мютцеля по картине К. Хюбнера. 1836 г. Фрагмент. Дом № 7 [Block F.; Meyer-Bremen R., Barfod J.].

На гравюре 1844 г. фасад дома представлен ошибочно как трехосевой, тогда как изображение 1836 г. более достоверное, что подтверждают фотографии конца XIX в.

Рис. 15. Дом на фото конца XIX в. Фрагмент. Берггассе (Кирхенгассе). [Коллекция фотографий… № 112584].

Прямоугольное в плане, трехэтажное здание поднято на высокий цокольный этаж и имеет одноэтажную пристройку со стороны Кирхенгассе, заметную на графических изображениях 1836 г. и 1844 г. На фотографии конца XIX в. пристройка снесена. Здание перекрыто двускатной крышей, со стороны Кирхенгассе закрытой фронтоном, отделенным от поля стены довольно широкой полосой карниза. Фронтон обрамляли барочные боковые завитки волют, его венчал небольшой криволинейный, рельефно выделенный фронтончик, отделенный от основного щипца сложнопрофилированным карнизом. Над двумя окнами, освещающими мансарду, когда-то располагались два боковых симметричных овальных оконца, размещенных горизонтально.

 

Дом возвели, видимо, с начала застройки улицы, а фронтон с волютами мог появиться в конце XVI–XVII вв. Здание имело четыре оси по основному фасаду, обращенному к северной стороне храма Святого Николая. Высокие вертикально вытянутые окна имели восьмичастную структуру на двух нижних этажах, окна третьего яруса были меньшего размера и имели шестичастные переплеты. Вход был устроен с правой стороны, когда-то дверной проем загораживало одноэтажное, крытое полотняной маркизой крыльцо, к которому вела боковая лестница с полукруглым маршем и тонкими металлическими перилами. Рядом с лестницей существовал вход в подвал.

Жилые дома на Кирхенгассе — перед южным фасадом замка — стояли до 1892 г., потом их начали разбирать, чтобы открыть вид на замок и создать озелененные террасы. Дом № 7 попал в череду первых разобранных домов под стенами замка. На юго-западном углу замка поставили памятник кайзеру Вильгельму I на высоком гранитном постаменте [Wagner W.D. Reise, 2011].

 

На гравюре Хуго Ульбриха (1867-1928), специалиста по топографической графике, представлен Кёнигсбергский замок, освобожденный от застройки со стороны Альтштадта, ликвидированы дома на южной стороне Кирхенгассе. Зритель смотрит со стороны бывшей Альтштадской храмовой площади, переименованной в 1897 г. в площадь кайзера Вильгельма. Памятник кайзеру Вильгельму I, выполненный скульптором Иоганном Фридрихом Ройшем (1843-1906), был установлен в 1894 г. на юго-западном углу замка. В 1901 г. установлен памятник Бисмарку работы И.Ф. Ройша.

Рис. 16. Кёнигсберг. Коронационный замок.1908 г. Хуго Ульбрих [Jäger E., Schreiner R.].

Кирхенгассе № 8 – Kirchengasse № 8

На плане дом № 8 показан более широким, чем соседние здания. Он имел симметричные пристройки с левой и правой стороны фасада, причем центральная часть строения оставлена свободной: там находился арочный вход в дом.

Рис. 17. Кирхенгассе № 8. Фрагмент гравюры 1836 г.

Более достоверным применительно к времени проживания в Кёнигсберге И. Канта представляется изображение дома, перекрытого вальмовой крышей, на гравюре 1836 г. Мансарда освещалась посредством небольшого выступающего окна, обрамленного спиралями волют, под односкатной крышей на главном фасаде, и второго окна на боковом скате крыши, обращенном к соседнему дому № 9. Крыша была покрыта черепицей, с левой стороны главного фасада выступала труба, большего размера труба заметна справа. В промежутке между 1836 и 1844 гг. форма крыши изменилась: она стала двускатной, со скатами, обращенными к Кирхенгассе и замку, вместо одного окна с фигурным обрамлением в стиле барокко появилось два квадратных оконца, освещавших чердачное пространство. В таком виде дом простоял до его сноса в последние годы XIX в.

 

Прямоугольное в плане, трехэтажное здание поднято на высокий цокольный этаж и отличалось присутствием двух разнородных пристроек по сторонам центрального портала. Левая пристройка под полотняной маркизой стояла почти вплотную к похожему крыльцу дома № 7 и представляла собой подобие террасы, куда попасть можно было только из дома. Терраса возвышалась над улицей, под ней имелся ряд окон, ведущих в подвал. Правая пристройка, занимавшая ровно половину дома, выглядит более капитальной, она также приподнята на высокий цоколь, в стене которого заметны окно и вход в подвальное помещение. Верхний ярус пристройки освещался двумя высокими вертикальными окнами с многочастными окнами. К 1844 г. пристроек уже не было.   

Рис. 18. Кирхенгассе № 8. Фрагмент гравюры 1844 г.

Рис. 19. Дом на фото конца XIX в. Фрагмент. Берггассе (Кирхенгассе) [Коллекция фотографий… № 112584].

Дом появился, видимо, с начала застройки улицы, при этом он отличался большей шириной фасада, нежели соседние дома. Здание имело пять осей на фасаде, обращенном к северной стороне храма Святого Николая. На гравюре 1844 г. указано четыре окна на каждом ярусе, столько же осей демонстрируют фотографии дома перед сносом. Возможно, боковые окна с левой стороны были заложены. Высокие, вертикально вытянутые окна имели восьмичастную структуру на двух нижних этажах, окна третьего яруса были менее высокими и имели шестичастные переплеты. Центр дома отмечал арочный вход, возможно имевший когда-то нарядный портал. К входу вел многоступенчатый лестничный марш.

 

Как и другие жилые дома на Кирхенгассе дом № 8 был разобран в конце XIX в.

Кирхенгассе № 9 – Kirchengasse № 9

Прямоугольное в плане, трехэтажное здание было поднято на высокий цокольный этаж и имело с левой стороны одноэтажную пристройку с небольшим навесом, к которому вела изогнутая лестница. В нижнем ярусе пристройки виден вход в подвал. На фотографии конца XIX в. пристройка и лестница снесены. Здание перекрыто крутой двускатной крышей и имеет высокий остроугольный щипец со стороны Кирхенгассе, увенчанный надстройкой с треугольным фронтоном, над которым заметен металлический шпиль с шаром. В центре крыши возвышается печная труба.

Рис. 20. Кёнигсберг. План замка и прилегающих улиц. Фрагмент [Wagner W.D., Bd. 1., S. 81].

Рис. 21. Кирхенгассе № 9. Фрагмент гравюры 1836 г.

Рис. 22. Кирхенгассе № 9. Фрагмент гравюры 1844 г.

Дом появился, видимо, с начала застройки улицы, а фронтон с волютами могли соорудить в конце XVI–XVII вв. Здание имело четыре оси по основному фасаду, обращенному к северной стороне храма Святого Николая. Высокие вертикально вытянутые окна имели восьмичастную структуру на двух нижних этажах, окна третьего яруса были меньшего размера, но имели также восьмичастные переплеты.

 

Рис. 23. Дом на фото конца XIX в. Фрагмент. Берггассе (Кирхенгассе). [Коллекция фотографий… № 112584].

 

Между 1844 г. и 1892 г. дом подвергся перестройке: щипец был разобран, скаты крыши переделаны и обращены не к соседним домам, а к улице и замку. Следует отметить, что новая крыша стала общей с соседним домом № 10. Уличный скат крыши получил мансардное окно, сродни мезонину; исчезли пристройка и ведущая к ней лестница.

 

Дом № 9, как и другие здания на Кирхенгассе, снесен в конце XIX в.

Кирхенгассе № 10 – Kirchengasse № 10

Дом № 10 – узкое, вытянутое в глубину трехэтажное здание с четвертым мансардным этажом, поднятое на высокий цоколь, за которым скрывался подвал. Входное крыльцо находилось слева, а справа на высоту двух этажей поднималась пристройка, на крыше которой устроен балкон с тонкими металлическими ограждениями. Симметричная пристройка с балконом сделана у дома № 11. Над балконом был устроен полотняный навес — маркиза. Дом имел полувальмовую крышу, выделяющую его среди соседних зданий. Мансарда освещалась посредством четырех оконных проемов, один из которых скрыт маркизой. Этажи имели по четыре окна на главном фасаде.

Рис. 24. Кёнигсберг. План замка и прилегающих улиц. Фрагмент [Wagner W.D., Bd. 1., S. 81].

Рис. 25. Кирхенгассе № 10. Фрагмент гравюры 1836 г.

Рис. 26. Кирхенгассе № 10. Фрагмент гравюры 1844 г.

Рис. 27. Кирхенгассе, дом № 10. на фото конца 19 в. Фрагмент. Берггассе (Кирхенгассе) [Коллекция фотографий… № 112584].

Между 1844 г. и 1892 г. дом подвергся перестройке: боковые скаты вальмовой крыши были переделаны и обращены не к соседним домам, а к улице и замку. Треугольные скаты обращены к соседним домам. Следует отметить, что новая крыша стала общей с соседним домом № 9. Уличный скат крыши, поддерживаемый консолями, получил мансардное окно, сродни мезонину; исчезли пристройка и крыльцо. Фасад расчленили по горизонтали межэтажные тяги, окна получили классическое оформление в виде горизонтальных полочек. Дом № 10 снесен в конце XIX в.

Кирхенгассе № 11 – Kirchengasse № 11

Дом № 11 – узкое, вытянутое в глубину трехэтажное здание с четвертым мансардным этажом, поднятое на высокий цоколь, за которым скрывается подвал. По всей длине фасада на высоту двух этажей поднималась пристройка, на крыше которой был устроен балкон с тонкими металлическими ограждениями.

Рис. 28. Кирхенгассе № 11. Фрагмент гравюры 1836 г.

Дом на гравюре 1836 г. имеет двускатную крышу, на гравюре 1844 г. форма крыши изменена, вместо щипца в сторону улицы выходит скат кровли с большим выносом — полувальма, поддерживаемая консолями. Мансарда освещалась посредством двух оконных проемов, верхнее маленькое оконце вероятно выходило в чердачное пространство.

 

На нижний ярус дома, представлявший собой двухэтажную пристройку, вел полуциркульный дверной проем, за которым скрывалась лестница. По сторонам входа слева был один вертикально вытянутый оконный проем с мелкими переплетами, справа – два таких же окна, скрытых навесами. Четыре подобных окна второго яруса также скрывали навесы-маркизы. Вертикальные окна третьего яруса выходили на балкон. Один из проемов, видимо, тянулся до пола и служил дверью.

Рис. 29. Кирхенгассе № 11. Фрагмент гравюры 1844

Изображение на гравюре 1844 г. выполнено схематично, что затрудняет его анализ. Но заметно, что дом лишился пристройки, в результате ступени, ведущие к входу, оказались снаружи, на уличном пространстве. Как представляется, для реконструкции приемлемо раннее изображение, когда дом еще не подвергся значительным изменениям.

 

Фотография дома незадолго до сноса (видна дата фотофиксации – 1892 г.) демонстрирует изменения в облике дома после ликвидации пристройки, в частности вход сделан с левой стороны дома. Хорошо видны два квадратных окна и вход подвального этажа.

Рис. 30. Кирхенгассе, жилой дом № 11. Фотография. 1892 г. Фрагмент. [Коллекция фотографий … № 112760].

Рис. 31. Кайзер Вильгельм-плац с памятником Бисмарку, до 1905 г. [Wagner Wulf D., 2011].

Дом № 11 простоял до 1905 г., когда начался окончательный снос домов перед южными стенами замка. Слева от здания на исторической фотографии видна уже готовая подпорная стена террасы, которая позднее протянется вдоль всей улицы Бергштрассе (бывшая Кирхенштрассе).

 

Кирхенгассе № 12 – Kirchengasse № 12

На плане дом № 12 отличается двойной, или даже большей, шириной фасада в сравнении с соседними домами. Он не имел обширной пристройки, в отличие от соседних зданий № 10 и № 11.

 

Дом № 12 по Кирхенгассе представлял собой два сдвоенных здания, идентичных по размерам занимаемых участков, высоте, внешнему облику фасадов и решению крыши. Это были дома–близнецы, практически полностью повторявшие друг друга. Трехэтажные строения возвышались на высоком цокольном этаже с входными крыльцами. Каждое здание имело традиционный формат, характерный почти для всех зданий Альтштадта – на три оси, то есть каждый этаж имел на фасаде по три вертикально вытянутых окна с восьмичастными переплетами. На нижнем ярусе находились входы в здание, перекрытые навесами. Вальмовая кровля каждой половины дома выходила на Кирхенгассе треугольным скатом с мансардным окном под односкатной крышей. Двускатную часть крыши разнообразили печные трубы с дымниками (рис. 31).

Рис. 32. Кирхенгассе № 12. Фрагмент гравюры 1836 г.

Рис. 33. Кирхенгассе № 12. Фрагмент гравюры 1844 г.

К сожалению, изображение на гравюре 1844 г. не позволяет провести подробное описание изменений в облике дома № 12 по Кирхенгассе. Это изображение дает лишь самое общее представление о здании.

Рис. 35. Кирхенгассе № 12. Фотография конца XIX в. Фрагмент. [Коллекция фотографий…].

Фотография начала XX в. показывает, что двойное здание было подведено под единую двускатную крышу, скаты которой обращены к Кирхенгассе и замку. Дом № 12 простоял до 1905 г., после чего был снесен.

Источники и литература:

  • Коллекция фотографий Института истории искусства ПАН.

    План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см.1815 г. // Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) (Москва). Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.

    Armstedt R., Fischer R. Heimatkunde von Königsberg i. Pr. Mit Abschnitten aus der Bürgerkunde, 31 Abbildungen und 2 Karteskizzen. Königsberg i. Pr.: Kommissionsverlag von Wilhelm Koch, 1895.

    Block F. Das Königsberger Bürgerhaus. Leipzig: Sonderdruck des Profanbau Verlag J.J. Arndt, 1929.

    Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprеussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.

    Jäger E., Schreiner R. Das alte Königsberg. Veduten aus 400 Jahren. Regensburg; Grünstadt: Garamond-Verlag, 1987.

    Meyer-Bremen R., Barfod J. Frühe Ansichten Ost- und Westpreussens im Steindruck. Husum: Husum Druck- und Verlagsgesellschaft mbH u. Co. KG, 2001.

    Wagner W.D. Das Königsberger Schloss. Eine Bau- und Kulturgeschichte. Bd. 1. Von der Gründung bis zur Regierung Friedrich Wilhelms I (1255-1740). Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2008. S. 81

    Wagner W.D. Das Königsberger Schloss. Eine Bau- und Kulturgeschichte. Bd. 1. Von der Gründung bis zur Regierung Friedrich Wilhelms I (1255-1740). Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2008.

    Wagner W.D. Reise in die alte Heimat. Ostpreussen in 1000 Bilder. Königswinter: Math. Lempertz GmbH, 2011.