Рис. 1. Немецкий дом на Театерштрассе. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10].
На улице Театерштрассе (Кервидергассе) располагался отель «Немецкий дом». Историк города Л. Бачко писал: «На Кервидергассе большой Лойяльше или Немецкий дом, где раньше была почта, в старину – синагога» [Baczko L., S. 141]. Как сообщает Г. М. Мюльпфордт, «Великий курфюрст в 1682 г. разрешил кёнигсбергским евреям проводить богослужения в доме Эйленбурга (Eulenburg), в котором позднее разместился отель «Немецкий дом» [Мюльпфордт Х.М., № 15, с. 129].
Сохранилось двустороннее изображение визитной карточки или, возможно, рекламы этой гостиницы, считавшейся особенно престижной. На одной стороне визитной карточки (рекламы) на трех языках – немецком, французском и английском — указано имя владельца Морица Антона Геринга (Moritz Anton Gering), название отеля и его местонахождение. В качестве ориентира, или для большей привлекательности гостиницы, уточняется, что здание находится вблизи почты.
Рис. 2. Визитная карточка отеля «Немецкий дом» на Театерштрассе. [Источник: Интернет-ресурс ebay.de].
На другой стороне визитки изображен отель «Немецкий дом», как он выглядел в конце XVIII – начале XIX века, и прилегающие здания. Прямоугольное в плане двухэтажное строение поднято на высокий цокольный этаж. Слегка выступающий центральный ризалит имел довольно низкий мезонин с четырьмя почти квадратными окнами. К входу вело высокое крыльцо с двумя боковыми лестничными маршами, над крыльцом высится полотняный навес-маркиза. Поверх навеса виден короткий карниз-полочка, на котором можно различить скульптурную фигурку черного орла – символа Ордена черного орла, учрежденного королем Фридрихом I в январе 1701 г. Название и внешний облик знаков ордена тесно связано с королевской династией Пруссии, так как орёл представлял собой основной элемент династического герба Гогенцоллернов. Как объяснялось в статутах ордена, принятие орла в качестве основы названия и знака награды вызывалось не обычаем древних рыцарских организаций принимать в качестве своего символа то или иное геральдическое животное, но тем, что орёл является благородной птицей, царём неба, символом справедливости и знаком герба прусской короны [Хазин А.].
Высокие восьмичастные окна второго этажа украшены сверху полуциркульными и треугольными сандриками. К центральному ризалиту примыкают боковые флигели на три оси, с характерными для XVIII столетия вертикальными окнами с замковыми камнями. Стены дома облицованы каменными квадрами. С правой стороны к дому примыкает аптека Хагена, с левой виден протяженный флигель, высотой равный основному зданию отеля, и небольшой двухэтажный домик под полувальмовой крышей.
На одном из планов города 1815 г. видно, что напротив значительного по размерам «Немецкого дома» стоит скромный русский отель «Hotel de Russie».
Рис. 3. Кёнигсберг. План. В. Мюллер. 1815 г. Фрагмент.
В XIX в. отель «Немецкий дом» был существенно перестроен и расширен, включил соседние дома, так что боковые флигели стали насчитывать шесть осей (оси считаются по числу окон на каждом этаже), сделался четырехэтажным. Центральный ризалит расширился с четырех осей до пяти, его центр был выделен внизу широким навесом на чугунных столбах у входа. Навес служил одновременно открытым балконом, ажурные чугунные перила которого украшали литые фигурки орлов. Над широким нижним балконом висел узкий открытый балкон меньшей длины, опиравшийся на волютообразные каменные консоли с рельефной орнаментацией. Ризалит завершался пологим фронтоном, опиравшимся на карниз с консолями, на вершине фронтона возвышался классический акротерий. Тимпан фронтона не имел украшений, кроме круглого окна в центре. Сандрики эпохи классицизма конца XVIII – начала XIX в. сменили простые горизонтальные полочки над окнами. Нижний этаж оштукатурен с имитацией каменной кладки, стена над окнами первого этажа украшена горизонтальными тягами, между которыми под каждым окном второго этажа изображена лепная розетка, помещенная в ромб.
Рис. 4. Отель «Немецкий дом» [Wagner W.D.].
Источники и литература:
- Мюльпфордт Х.М. Кёнигсберг от «А» до «Зет». Окончание. (Начало в «Балтийском альманахе» № 14.) // Балтийский альманах. Научно-популярный сборник. Калининград, 2016. № 15. С. 111–146.
- План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4. Хазин А.Л. Высшие ордена Пруссии. Из коллекции Андрея Хазина. Календарь 2018. М., 2017.
- Armstedt R., Fischer R. Heimatkunde von Königsberg i. Pr. Mit Abschnitten aus der Bürgerkunde, 31 Abbildungen und 2 Karteskizzen. Königsberg i. Pr.: Kommissionsverlag von Wilhelm Koch, 1895.
- Baczko L. von. Versuch einer Geschichte und Beschreibung Königsbergs. Königsberg: bei Goebbels und Unzer, 1804.
- Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprеussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.
- Wagner Wulf D. Reise in die alte Heimat. Ostpreussen in 1000 Bildern. Koenigswinter: Mathias Lempertz GmbH, 2011.