Известно, что И. Кант сменил несколько квартир, прежде чем приобрел собственный дом. Биограф Канта Г. Карль писал в 1924 г. о его жилье на Кнайпхофе (совр. остров Канта) и в Форштадте – предместьи Кёнигсберга: «Магистерштрассе, когда-то улица ученых, на которой жили, например, Иммануил Кант и Симон Дах, сегодня стала деловой улицей. Форштадт, в котором Кант провел свою юность, тогда имел чрезвычайно мелкобуржуазное население… Соседями дома, где родился Кант, были сапожники, хозяева гостиниц, пекари, старьевщики, игольщики, торговцы пряностями, парикмахеры, сыромятники, жестянщики, пуговичники, т.е. сплошь мелкие ремесленники» [Карль Г., с. 9].
Рис. 1. Кёнигсберг. Принцессинштрассе. Дом И. Канта под № 3. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10].
История участка и дома на Принцессинштрассе, № 3 (улице Принцесс, 3), расположенного недалеко от Королевского замка, купленного И. Кантом после долгих скитаний по съемным квартирам, изложена Г. Карлем. В XVII в. участок назывался «старый ландхофмастерай» (alte Landhofmasterei) и был пожертвован казной фельдмаршалу графу Иоганну Альбрехту фон Барфуссу (1635-1704), который продал его гугенотам. Дом оставался долгое время в собственности реформатов и 30 декабря 1783 г. перешел во владение И. Канта за 5500 гульденов. И. Кант жил в нижнем этаже дома, где находились три комнаты, кухня и прихожая, верхний этаж он сдавал. Прилегавший к дому сад, ко времени И. Канта изрядно одичавший, перед сносом дома к нему уже не принадлежал.
Рис.2. Кёнигсберг. «Замок (северный флигель от Принцессинштрассе с домом Иммануила Канта)». Фроммельт. Офорт. 1834 г. [Königsberg in historischen Ansichten und Plänen…]/
Облик прямоугольного в плане, на высоком подвальном ярусе двухэтажного особняка, перекрытом полувальмовой крышей, сохранило изображение на гравюре 1834 г. На крыше заметны две массивные печные трубы и полукруглое слуховое окно. С южной стороны к дому примыкает низкая одноэтажная под двускатной крышей пристройка, служившая, видимо, крытым выходом в сад. На этой ведуте виден также небольшой одноэтажный дом. На большинстве изображений дома И. Канта, сделанных в XIX в., присутствует этот стоящий в саду небольшой одноэтажный флигель под полувальмовой крышей, расположенный торцом к улице, на красной линии, и объединенный с основным домом высокой каменной оградой. А. Бёттихер цитирует Розенкранца, писавшего в 1812 г. в «Кёнигсбергских очерках»: «Между тем в боковом доме в саду устроили купальню. In balneas salus! смеётся надпись матово-золотыми буквами на грязно-голубом фоне». Наконец в доме открыли справочное бюро» [цит. по: Boetticher A., S. 103]. В 1835 г. дом купил зубной врач Дёббелин, восстановил его и украсил мраморной таблицей с мемориальной надписью. Между садом и замком видно здание Шютцерай (Schützerei или Schlossfronfeste). Это была прямоугольная в плане сторожка под двускатной крышей, тянувшаяся вдоль северного фасада замка от северо-западной круглой угловой башни. Там жили охранники замка. В 1659 г. здание было расширено и заселено тюремщиком и четырьмя охранниками [Boetticher A., S. 100].
В 1752 г. особняк принадлежал портретисту Иоганну Готтлибу Беккеру (1720-1783), после смерти которого он был куплен Кантом у вдовы художника. Портрет И. Канта кисти Иоганна Готтлиба Беккера, написанный в 1768 г., украшал Лёбенихтскую ратушу, приобретенную и перестроенную Иоганном Якобом Кантером (Johann Jakob Kanter, 1738-1786) – знаменитым кёнигсбергским предпринимателем и меценатом, книгоиздателем, основателем бумажной фабрики и частной библиотеки, издателем еженедельной газеты «Кёнигсбергские научные и политические новости» [Барабанов Е.]. «От Беккера, который, кстати сказать, был известным художником и написал в частности портрет И. Канта, последний и приобрел это владение с помощью Гиппеля…» [Карль Г., С. 18]. В этом жилище философ провел свои дни с 1783 по 1804 гг. По другим данным, он поселился в купленном доме только в 1787 г., где и прожил до смерти [Jäger E., Schreiner R., S. 116]. Здание после смерти И. Канта неоднократно перепродавали. В 1881 г. участок с домом купила фирма Бернгарда Лидтке, который «для расширения бизнеса разобрал все внутренние перекрытия и сделал дом Канта продолжением своего магазина» [Якшина Д., с. 71]. Окончательно постройка была снесена в 1893 г. для увеличения площади делового дома.
В 1904 г. на одной из стен Королевского замка, со стороны Принцессинштрассе, благодаря усилиям бургомистра Кёнигсберга Зигфрида Кёрте, появилась посвященная Канту мемориальная доска. Скромная стела с именем философа и датами его жизни содержала цитату из знаменитого сочинения «Критика чистого разума»: «Две вещи наполняют мою душу все новым благоговением и удивлением, чем дольше я размышляю над ними: звёздное небо надо мной и закон нравственности внутри меня».
Иконографическими источниками для визуальной реконструкции дома могут послужить гравюры 1834 г., 1842 г., 1844 г. и 1887 г. Как писал в 1924 г. Г. Карль, «дом был выгодно расположен на спокойной улице и, однако, не в стороне» [Карль Г., с. 19]. Улица считалась одной из самых тихих в городе. Как сообщает А. Бёттихер, главную улицу Альтштадта, ведущую с севера на юг, включающую идущие по прямой линии Кремерштрассе, Альтштадтскую Шуштрассе и Виндгассе, с 1888 г. называли Кантштрассе [Boetticher A., S. 181] (совр. ул. Шевченко и северный берег Преголи под эстакадным мостом). Короткую улочку Принцессинштрассе переименовали в улицу Канта в 1924 г., в год 200-летнего юбилея философа, сделав продолжением уже существовавшей улицы.
Рис. 3. Ф. Ларс. Обложка папки с литографиями. 1936 г. [Музей Мирового океана. Ед. хр. № 5361671].
Дом И. Канта на изображениях XIX в., сделанных с натуры, выглядит по-разному. Здание представлено на обложке альбома с литографиями Ф. Ларса, которая выполнена литографским карандашом в красно-коричневом цвете. Почти две трети листа занимает написанное готическим шрифтом название альбома — «Город Канта. 8 изображений Кёнигсберга 18 века. Нарисовано Фридрихом Ларсом для Общества друзей Канта к 22 апреля 1936 г.». В верхней части дано изображение уходящей диагонально слева направо улочки, по левой стороне которой представлен дом И. Канта, окруженный садом. По правой стороне дана со спины небольшая фигура человека в костюме второй половины XVIII в., очень похожая на Канта – слегка сутулая, в старинном костюме.
Литография Ф. Ларса восходит к репрезентативному изображению дома 1842 г., перед зданием гарцуют великосветские господа и прогуливаются дамы в кринолинах.
Рис.4. Кёнигсберг. Дом Канта. Ф. Х. Бильс. 1842 г. [Источник: Открытые Интернет-ресурсы]
Рис. 5. Кёнигсберг. Дом Канта. Ф. Х. Бильс. 1842 г. [Königsberg in historischen Ansichten und Plänen…].
Прямоугольное в плане здание под полувальмовой черепичной крышей с единственным чердачным окном обращено длинной стороной к красной линии улицы. Пятиосевой уличный фасад членится немногочисленными вертикальными окнами с мелкими переплетами, его центральная часть выделена двухъярусным пилястровым портиком, характерным для архитектуры периода рококо. Общее решение дома отличается подчеркнутой геометричностью и правильностью объемов. С правой торцевой стороны, обращенной в сад, заметно низкое дополнение к основному объему, более отчетливо представленное на гравюре 1834 г. в виде узкой одноэтажной пристройки с двускатной кровлей.
На гравюре 1844 г. перед нами предстает ветхий, слегка кособокий домишко, расположенный в саду. Представлен тыльный, садовый, непарадный фасад дома.
Рис. 6. Кёнигсберг. Дом Канта. Гравюра на дереве. 1844 г. [Jäger E., Schreiner R., S. 117].
Полувальмовая крыша с двумя печными трубами, как и на предыдущем изображении, прорезана разноплановыми чердачными окнами, расположенными бессистемно, на разных уровнях. К дому лепятся пристройки в один и два этажа. Слегка нависающий верхний ярус дома подпирает деревянная конструкция в виде вертикального столба с консолями. С торца к зданию примыкает широкий балкон второго этажа, причем его опирание на гравюре недостаточно ясно прорисовано. Над балконом заметен сложенный навес – маркиза, для защиты от дождя и солнца. На заднем плане схематично намечена строившаяся в то время по проекту архитектора Ф. Шинкеля новая церковь Старого города Кёнигсберга, возведенная вместо обветшавшего средневекового храма.
На гравюре 1887 г. изображен перекресток улиц, где вблизи дома философа стоял с 1864 г. бронзовый памятник Канту (скульптор Христиан Даниэль Раух, 1777–1857 гг.), обращенный к площади Кайзер-Вильгельм-плац. В 1885 г. статуя была поставлена перед зданием университета (архитектор А. Штюлер), где восстановлена в настоящее время. На заднем плане хорошо видна практически законченная церковь (архитектор Ф. Шинкель, 1845 г.). Справа виден торцевой фасад дома философа, перекрытый черепичной полувальмовой крышей. Слева – вышеупомянутый садовый дом.
Рис. 7. Кёнигсберг: памятник Канту и церковь Альтштадта. Г. Шёнлебер. 1887 г. [Königsberg in historischen Ansichten und Plänen…; Jäger E., Schreiner R., S. 119].
Идеал собственного жилища был изложен Кантом в «Критике способности эстетического суждения», в параграфе «Удовольствие» («Wohlgefallen»), которое определяет суждение вкуса свободно от всякого интереса»: «Если кто-нибудь спрашивает меня, нахожу ли я дворец, который перед собой вижу, прекрасным, то я могу, конечно, сказать, что не люблю таких вещей, которые сделаны только для того, чтобы глазеть на них, или могу ответить, как тот ирокезский сахем (вождь у индейцев, глава племени), которому в Париже ничто так не понравилось, как харчевни; кроме того, я могу вполне в духе Руссо порицать тщеславие вельмож, которые не жалеют народного пота на такие вещи, без которых можно обойтись; наконец, я легко могу убедиться в том, что если бы я находился на необитаемом острове без надежды когда-либо снова вернуться к людям и мог бы одним своим желанием, как бы по волшебству, создать такое великолепное здание, то я вовсе не стал бы прилагать для этого старание, если бы я уже имел хижину, которая была бы для меня достаточно удобна» [Кант И., с. 204-205].
О доме Канта писал один из его застольных друзей советник Иоганн Гофрид Хассе (1759–1806), профессор теологии в Альбертине: «Когда приближаешься к его дому, то все указывает на философа. Дом был в несколько старинном стиле, располагался на удобной и не очень оживленной улице и выходил задней стороной в сад и к замковым рвам, а также и к задним постройкам многовекового замка с башнями, тюрьмами и совами. Весной и летом вид был поистине романтическим» [Карль Г., с. 20].
Н.М. Карамзин в «Письмах русского путешественника» высказывался о посещении дома И. Канта: «Надобно было удивляться его историческим и географическим знаниям, которые, казалось, могли бы одни загромоздить магазин человеческой памяти… Кант говорит скоро, весьма тихо… И поэтому надлежало мне слушать его с напряжением всех нерв слуха. Домик у него маленький, и внутри приборов немного. Все просто, кроме… его метафизики» [Карамзин Н.М.].
Мнение русского писателя поддерживали и более поздние авторы: «Внутреннее убранство дома было в соответствии со скромным характером его обитателя простым и чистым. Только несколько столов, стульев и другой мебели, не имеющей особой ценности, стояло в каждой комнате. Кант был очень доволен своим домом и чувствовал себя в нем так хорошо, что у него не было потребности совершать путешествия для отдыха или выезжать в сельскую местность» [Карль Г., с.19].
И. Кант писал в «Критике способности эстетического суждения» в параграфе «Об эмпирическом интересе к прекрасному»: «Человек, покинутый на пустынном острове, не стал бы для самого себя убирать свою хижину, наряжаться, собирать цветы и тем более сажать их, чтобы ими украшать себя; только в обществе ему приходит в голову быть не просто человеком, но и по своему тонким человеком (начало цивилизации), ведь таковым считают того, кто склонен и умеет сообщать другим свое удовольствие и кого не удовлетворяет объект, если удовольствие от этого объекта он не может испытать в обществе вместе с другими» [Кант И., с. 311].
Как известно, И. Кант любил бывать в обществе и приглашать гостей к себе для долгих бесед за обедом. Вряд ли он пренебрег бы чистотой «своей хижины», даже проживая вдали от людей. Известно, что философ стремился впечатлить собеседников. И. Кант, проповедовавший простоту и скромность в быту, жил в эпоху рококо, стиль жизни которого предписывал особую утонченность в организации деталей окружения, начиная от архитектуры, оформления интерьеров, манеры поведения до завитков на узоре носового платка. Скромный маэстро посещал дворцы богатейших аристократов Кёнигсберга и провинции, окружавших себя предметами модных художественных направлений второй половины XVIII в. и соответствовал их притязаниям.
И. Кант рассуждал, что «если бы я был богат, то в мои удовольствия включил бы главным образом независимость от вещей и людей. Я не стал бы обременять себя слугами, садами, лошадьми и т. д., утрата которых меня бы постоянно тревожила. Я не стал бы приобретать никаких драгоценностей, т. к. могу их потерять, и т. д. Я не стал бы устраивать свою жизнь по прихоти других, дабы эта прихоть не причиняла мне настоящего ущерба, например, не ограничивала бы мое общение с людьми и не стесняла меня» [Кант И., с. 225].
Источники и литература:
- Барабанов Е. Автор «портрета Канта» известен! // URL: http://msps.su/seminar/519/programm/201/record/4935. Обращение 24.05.2020
- Белинцева И.В. Архитектор Фридрих Ларс (1880-1964) и его литографии «Город Канта 18 в.» // Academia Архитектура и строительство. М., 2020. № 3. С. 27-38.
- Васянский Э.А.К. Иммануил Кант в последние годы жизни (Immanuel Kant in seinen letzten Lebensjahren). Пер. с нем. А.И. Васкиневич. Калининград: Изд-во БФУ им. Канта, 2013.
- Гаузе Ф. Кёнигсберг в Пруссии. История одного европейского города / Пер. с нем. В. Хердта и Н. Конрад. Реклингхаузен: изд. Биттер, 1994.
- Кант И. Критика эстетической способности суждения // Сочинения в шести томах. Т. 5. М.: Изд-во социально-экономической литературы «Мысль», 1966.
- Карамзин Н.М. Письма русского путешественника // Он же. Избранные сочинения в 2 томах. Т. 1. С. 102. URL: https://librebook.me/pisma_russkogo_puteshestvennika/vol1/1
- Карль Г. Кант и старый Кёнигсберг / Пер. с нем. А.Н. Хованского. (по изданию 1924 г.). Калининград, Битекар, 1991.
- План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.
- Якшина Д. Прогулки по Кёнигсбергу: [альбом]. Калининград: Живем, 2010.
- Bötticher A. Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrag des Ostpreussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg, Kommissionverlag von Bernh. Geichert, 1897.
- Jäger E., Schreiner R. Das alte Königsberg. Veduten aus 400 Jahren // Regensburg-Grünstadt: Garamond-Verlag, 1987.
- Königsberg in historischen Ansichten und Plänen. Mit einem Vorwort von Marion Gräfin Dönhoff. Augsburg, Weltbild GmbH, 2002.