Жилые дома - Альтштедтише Ланггассе № 33-37
Альтштедтише Шугассе №1-2

Altstädtische Schuhgasse – Bürgerhäuser Bürgerhaus

Рис. 1. Альтштедтише Ланггассе № 33 [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10].

Дома №№ 33-37 по улице Альтштедтише Ланггассе представляют собой тесно сплоченные, поставленные без разрывов жилые здания, крытые черепицей и выходящие на главную артерию города узкими фасадами с разнообразно трактованными щипцами. Основные объемы зданий, разделенные брандмауэрами, уходят в глубину квартала, заканчиваясь иногда небольшими внутренними двориками. Дома имели примерно равную высоту. Так как в плане 1815 г. у этого ряда домов была одинаковая красная линия улицы, можно предположить, что при всех зданиях были одно- двухэтажные пристройки.

Рис. 2. Альтштедтише Ланггассе. Северная сторона №№ 37-33. [Block F., S. 44].

Дом № 33 по улице Ланггассе стоял на углу улицы Хофгасссе и представлял собой прямоугольное в плане здание, с внутренним двориком, наполовину застроенным и имеющим выход на улицу Хофгассе.

Рис. 3. Альтштедтише Ланггассе, № 33. [Block F., S. 44].

Дом представлял собой вытянутый вглубь квартала жилой дом, который отличался от соседних зданий значительной шириной, этажностью, большими оконными проемами и их оформлением, а также формой вальмовой черепичной крыши, широко распространенной на территории Восточной Пруссии, но более характерной для сельских, нежели для городских зданий. Пространство под крышей освещалось мансардным окном с арочным перекрытием, выходящим на главную артерию города, расположенным в треугольнике вальмы. Мансардные окна-люкарны прорезали боковые скаты кровли и имели разный размер и односкатные перекрытия. Над крышей незначительно выделялась кирпичная труба. Кровля состояла из голландской пазовой черепицы.

 

Трехэтажный дом имел три ряда вертикальных окон на каждом этаже, причем первый этаж имел значительную высоту, как по сравнению с соседними зданиями, так и относительно второго и третьего ярусов.

 

Гладко оштукатуренный фасад украшали горизонтальные тяги под окнами и вертикальные многочастные оконные проемы, которые имели разные размеры – на нижних ярусах дома они значительно больше, чем вышележащие. Окна второго этажа имеют подчеркнутые вертикальные и горизонтальные членения рам, причем горизонтальные переплеты делят проем на неравные части. Над окнами сделаны лепные горизонтальные профилированные карнизы, опирающиеся по сторонам на консоли. В отличие от соседних домов, абрис окон подчеркнут плоскими светлыми наличниками.

 

Нижний ярус дома заслонен деревьями, посаженными после сноса храма Святого Николая в 1826-1828 гг. Видимо, как и все здания Альтштадта, здание имело высокий подвальный этаж. Учитывая трех-осевую композицию фасада, на нижнем входном ярусе соседствовали проем входа и высокие окна, облик которых можно реконструировать по аналогии – вход имел либо плоское перекрытие, либо сегментовидную арку, и располагался либо с краю, либо асимметрично. Так как дом, как и соседние, был поднят на высокий подвальный этаж, ко входу могла вести открытая или закрытая лестница – крыльцо. Но вероятнее всего существовала одноэтажная пристройка во всю ширину фасада, внутри которой размещались ступени.

 

Как нам кажется, оформление фасада дома № 33 свидетельствует о том, что в конце XVIII в. или в первые годы XIX в. фасад дома подвергался внешнему ремонту. В.Д. Вагнер приводит изображение, которое датируется временем после 1903 г., так как на открытке фигурируют скульптуры «Воинское искусство» и «Искусство управления государством», созданные скульптором Ройшем и установленные к тому времени на Кайзер-Вильгельм-плац (площади кайзера Вильгельма). Известный исследователь архитектуры Восточной Пруссии утверждает, что представленный «на заднем плане жилой дом восходит, предположительно к XVIII веку» [Wagner, S. 46]. Таким образом, дом простоял в неизменном виде до начала ХХ века, в отличие от перестроенных соседних домов (Ланггассе № 32).

Рис. 4. Кёнигсберг. Кайзер Вильгельмплац [Wagner W.D., 2011, S. 46].

Дом № 34 по улице Ланггассе на плане 1815 г. представляет собой широкое, сравнительно с соседним домом № 35, прямоугольное в плане здание, с небольшим квадратным внутренним двориком, наполовину застроенным.

Рис. 5. Альтштедтише Ланггассе, № 34 [Block F., S. 44].

«В № 34 до 1892 г. располагался молитвенный зал общины Братьев. Стены этого зала были украшены в верхней части стрельчатыми нишами. Потолок имел балки с богато украшенными готическими профилями. Над балками лежали профилированные поперечные доски, а над ними потолок» [Boetticher A., S. 213]. О том же пишет со слов А. Бёттихера А. Варда [Warda A., S. 9].

 

Дом № 34 — вытянутое вглубь квартала сооружение, перекрытое крутой двускатной черепичной крышей, над которой значительно возвышается квадратная печная труба с выложенным из кирпича дымником. Примерно посередине длины крыши на скатах симметрично устроены мансардные окна с пологими односкатными покрытиями. Стенки окон, выступающих над крышей, побелены и контрастно выделяются на фоне темной черепицы.

 

Крутая крыша закрыта на уличном фасаде треугольным щипцом с криволинейным, словно «оплывающим» силуэтом, подчеркнутым рельефным валиком. Острие щипца срезано, над узким горизонтальным карнизом плавным силуэтом возвышается пологий барочный фронтон. Скаты щипца упираются в вертикальные стенные выступы. Заглубленный по отношению к общей поверхности фасада мансардный этаж освещается маленьким четырехчастным оконцем под фронтоном и двумя вертикальными окнами с восьмичастными переплетами рам с подчеркнутыми вертикальными членениями по центру оконных проемов.

 

Гладко оштукатуренный фасад украшают лишь вертикальные многочастные оконные проемы, которые имеют разные размеры – на нижних ярусах дома они значительно больше, чем расположенные выше. Окна второго этажа имеют подчеркнутые вертикальные и горизонтальные членения рам, которые зрительно делят окно на четыре части.

 

Нижний ярус дома заслонен деревьями, посаженными после сноса храма Святого Николая в 1826-1828 гг. Видимо, как и все здания Альтштадта, дом имел высокий подвальный этаж. Учитывая четырехосевую композицию фасада, на нижнем входном ярусе соседствовали проем входа и высокие окна, облик которых можно реконструировать по аналогии – вход имел либо плоское перекрытие, либо сегментовидную арку, и располагался либо с краю, либо асимметрично. Так как дом, как и соседние, был поднят на высокий подвальный этаж, ко входу могла вести открытая или закрытая лестница – крыльцо, либо, что вероятнее, существовала одноэтажная пристройка, скрывавшая ступени.

 

Дом № 35 по улице Ланггассе на карте 1815 г. представляет собой узкое прямоугольное в плане здание с небольшим, наполовину застроенным внутренним двориком.

Рис. 6. Альтштедтише Ланггассе, № 35. [Block F., S. 44].

Дом № 35 — традиционный тип здания, характерный для средневековой застройки Альтштадта – вытянутое вглубь квартала сооружение, перекрытое крутой двускатной черепичной крышей, с тяжелым коньком из положенной горизонтально черепицы полуцилиндрической формы светлого тона (побелка?). По обе стороны крыши посередине дома устроены мансардные окна под односкатными навесами. На крышу выходит необычно высокая печная труба с полукруглым металлическим навесом – дымником, выступающим над коньком крыши. Видимо, хозяева боялись пожара, так как дом отделен от соседних зданий брандмауэрами, высоко поднимающимися над стенами дома. Скаты крыши закрывает треугольный щипец со срезанной вершиной и обрезанными боковыми углами. Щипец увенчан рельефным многопрофильным карнизом. Мансардный этаж под крышей освещается очень маленьким четырехчастным окном. Здание имеет четыре этажа и две оси окон на фасаде. Вертикальные окна второго и третьего этажей одного типа – с восьмичастными переплетами и ярко выраженным делением по горизонтали на две равные половины, однако проемы отличаются по высоте: верхние окна несколько ниже и чуть более узкие. Четырехчастные окна верхнего этажа имеют почти квадратную форму.

Нижний ярус дома заслонен деревьями, посаженными после сноса храма Святого Николая в 1826-1828 гг. Видимо, как и все здания Альтштадта, здание имело высокий подвальный этаж, а над ним – ярусы этажей. Учитывая двухосевую композицию фасада, на нижнем входном ярусе соседствовали проем входа и высокое окно, облик которых можно реконструировать по аналогии – вход имел либо плоское перекрытие, либо сегментовидную арку. Возможно, существовало открытое крыльцо, ведущее на высокий нижний этаж, о чем говорит фрагмент вывески на гладко оштукатуренной стене дома.

 

 

Дом № 36 на плане 1815 г. представляет собой узкое здание, с очень маленьким и наполовину застроенным внутренним двориком. На фотографии двухосевой четырехэтажный дом по ширине фасада примерно равен соседнему дому № 35.

Рис. 7. Альтштедтише Ланггассе, № 36. [Block F.].

Дом № 36 представляет собой традиционный тип здания, характерный для средневековой застройки Альтштадта – это вытянутое вглубь квартала сооружение, перекрытое крутой двускатной крышей, скрытой со стороны улицы плоским щипцом криволинейного силуэта, воспроизводящего барочные волюты и извивы. Щипец завершается подобием аттика с горизонтальными тягами в верхней и нижней частях, увенчанным полуциркульным фронтоном, поле которого обрамлено многопрофильной рамой. Мансардный этаж освещается небольшим вертикальным шестичастным окном, а также мансардным окном под пологой кровлей, расположенным на левом скате черепичной крыши, крытой по типу «монах» и «монашка». Над тяжелым черепичным коньком крыши возвышается печная труба с полуциркульным, вероятно металлическим, дымником.

 

Фасад четырехэтажного здания делится по вертикали на две оси почти квадратными широкими окнами с шестичастными переплетами.

 

Нижний ярус дома заслонен деревьями, посаженными после сноса храма Святого Николая в 1826-1828 гг. Видимо, как и все здания Альтштадта, здание имело высокий подвальный этаж, а над ним – ярусы этажей. Учитывая двухосевую композицию фасада, на нижнем входном ярусе соседствовали проем входа и высокое окно, облик которых можно реконструировать по аналогии – вход имел либо плоское перекрытие, либо сегментовидную арку. Возможно, что к входу прямо с улицы вела лестница с навесом или же существовала одноэтажная пристройка, скрывавшая ступени.

 

 

Дом № 37 по улице Ланггассе на плане 1815 г. представляет собой широкое, почти квадратное в плане здание, с небольшим квадратным внутренним двориком. По ширине фасада здание превышает соседние, так как представляет собой, по существу, два дома, объединенных в одно владение. Высота домов не совпадает, разнятся также уровни этажей и пристроек, что свидетельствует о том, что первоначально дома существовали как отдельные владения и позже были объединены.

 

О доме писал А. Бёттихер: «На этом месте стоял дом, прозванный – «Пчелиный улей». Имелась в магистрате фотография с плохой ретушью. Внутри была облицовка фаянсовой плиткой (на лестнице). Существовал знак дома» [Boetticher A., S. 213].

Рис. 8. Альтштедтише Ланггассе № 37. Двойной жилой дом «Пчелиный улей». [Bildarchiv Ostpreussen. № 13628].

В тексте А. Варды 1917 г. сказано: «Альтштедтише Ланггассе № 37 А и В. Клаассен (Claassen), до него – дистилляция коньяка Райнке (Reinkesche Branntweindistillation): Пчелиный улей. Он имел над дверью такой знак из позолоченного песчаника. На замковом камне дверного свода была монограмма. Наверху на фронтоне изображен пеликан и другие украшения из песчаника. – На втором этаже выделяется затейливо выступающий эркер, опирающийся на одну консоль. Издавна и по настоящее время во владении меноннитов» [Warda, S. 9]. Обозначение нумерации дома с литерами А и Б в описании А. Варды подтверждается изображением дома в виде сдвоенных, почти идентичных строений. Так как неясно, какой из корпусов обозначается автором определенной литерой, в данном описании используются обозначения – правая часть дома, левая часть дома.

Рис. 9. Альтштедтише Ланггассе № 37. Правый фасад со стороны Ланггассе. [Block F., S. 44].

Правая часть четырехэтажного жилого дома с трехэтажной пристройкой выходила узким фасадом на главную артерию города – Альтштедтише Ланггассе. Как и соседняя, левая часть сооружения, была перекрыта крутой двускатной черепичной крышей с мансардными окнами посередине скатов кровли, незаметных с улицы. Конек крыши отличался по цвету от почти плоской черепицы на скатах и был выполнен из массивных черепиц полуцилиндрической формы. Скаты крыши заслонял высокий щипец с квадратным окном, освещавшим пятый, мансардный этаж. Окно делилось переплетами рамы на более мелкие квадраты. На срезанной вершине щипца над сложным карнизом стояла объемная скульптура пеликана. Как известно, пеликан издревле служил символом Иисуса Христа, так как со времен Средневековья считалось, что эта птица кормит птенцов собственной кровью, как и Христос причащает свою паству вином и хлебом.

 

Скаты фронтона украшали четыре объемные фигуры, словно чудом державшиеся на гладких крутых наклонных поверхностях, заканчивавшихся внизу короткими горизонтальными карнизами. Что изображали фигуры, в данный момент неясно. К правой части дома примыкала трехэтажная пристройка с плоской крышей, по краю которой был сделан металлический поручень с редкими опорами (всего четыре тонких столбика на всю ширину фасада). Хотя на крышу пристройки выходили только высокие окна, она служила балконом, что было традиционным для домов Альтштадта.

Рис. 10. Кёнигсберг. Кирхенплац. С левой стороны – фрагментарное изображение пристройки и ограждения крыши дома Альтштедтише Ланггссе № 37. Литография «Кирхенплац после разборки храма». 1836 г. [Block F. S. 42]. Фрагмент пристройки к дому № 37 с ограждением представлен на литографии с изображением Кирхенплац после того, как старая кирха Альтштадта была снесена (слева).

 

Фасадная сторона дома имела три оси – по три окна на каждом ярусе, причем размеры окон, в виде вертикально вытянутых прямоугольников, варьировались, сохраняя мелкую расстекловку с квадратными переплетами. Каждая рама делилась горизонтальной перемычкой на две квадратные части – верхнюю и нижнюю, в свою очередь расчлененных вертикальной рамой и еще более мелкими делениями. Наибольшими размерами отличались широкие вертикальные окна третьего этажа (в немецкой традиции – второго этажа, так как приземный ярус не считался полноценным этажом). Между двумя окнами этого яруса над улицей нависал трехгранный застекленный эркер, перекрытый полукуполом луковичной формы, вершину которого венчал блестящий шар на невысоком барабане. Эркер опирался на массивную консоль.

 

На изображении видна композиция входного портала в виде полуциркульной рельефной арки с массивным замковым камнем. По сторонам арки стояли рустованные пилястры, на середине высоты которых выделялись особенно крупные прямоугольные каменные вставки. Пилястры были увенчаны рельефными вазонами. Над замковым камнем арочного проема заметен прямоугольной формы большой рельеф, обрамленный полуваликом. Вероятно, это и есть знак дома – изображение пчелиного улья.

 

С правой стороны входного портала устроено вертикальное, необычно широкое окно, представляющее собой два объединенных восьмичастных окна. Оно обрамлено ставнями, которыми часто снабжали нижние этажи торговых заведений. Над этим этажом располагался низкий промежуточный этаж (так называемый антресольный ярус), с горизонтальными восьмичастными окнами с мелкими переплетами: возможно, за ними скрывались складские помещения.

Рис. 11. Альтштедтише Ланггассе, № 37. Двойной жилой дом «Пчелиный улей». [Block F.].

Левая, более узкая часть домовладения № 37 представляет собой традиционный тип здания, характерный для средневековой застройки Альтштадта – это вытянутое вглубь квартала сооружение, перекрытое крутой двускатной крышей, выходящей на улицу остроугольным щипцом, обрамленным рельефным валиком, переходящим в нижней части щипца в короткие горизонтальные карнизы. На этих карнизах просматриваются простые гладкие шары на подставках. Щипец увенчан коротким аттиком (горизонтальной декоративной стенкой) с двумя горизонтальными тягами. Над аттиком возвышается подобие трехчастной короны с закругленными остриями, над средним из них поставлен гипсовый шар. Мансардный этаж под крышей освещается небольшим четырехчастным окном, по сторонам которого заметны симметричные отверстия водосливов, от которых отходят вниз вертикальные водосточные трубы. Устья труб закрыты декоративными металлическими щитками. Над крышей возвышается высокая печная труба с кирпичным дымником – перекрытием для защиты от дождя и боковыми отверстиями для вытяжки. Здание незначительно ниже соседних и имеет всего три этажа и две оси окон на фасаде, перед ним сделана двухэтажная пристройка, перекрытая плоской крышей (или имеющая легкий наклон). Крыша пристройки огорожена балюстрадой с двойными тонкими горизонтальными металлическими трубами, опирающимися на редкие, столь же тонкие и редкие опоры. На крышу пристройки выходят два вертикально вытянутых окна основного корпуса с восьмичастными переплетами, причем отсутствует горизонтальное членение рам и подчеркнуты вертикальные рамы по центру окна. Мансарда освещалась первоначально небольшим оконцем (см. рис. 13), которое позднее было расширено и забрано решеткой.

Рис. 12. Альтштедтише Ланггассе № 37. Двойной жилой дом «Пчелиный улей». [Bildarchiv Ostpreussen. № 13628].

Как и все здания Альтштадта, левая часть дома была поднята на высокий подвальный этаж, а над ним высились ярусы этажей. Здание не имело отдельного входа, который располагался в правой части дома. Вертикальные восьмичастные окна нижнего этажа были снабжены ставнями, что говорит о том, что в доме размещалась торговое заведение. Большие окна второго этажа пристройки имели форму вертикального прямоугольника с восьмичастными переплетами, причем здесь подчеркнута была горизонтальная перемычка, делившая окно на две равные части.

 

Четырехэтажный дом, стоявший на углу Ланггассе и Шугассе, с адресом Шугассе № 1-2, занимал почти квадратный в плане участок и выходил главным фасадом на Лангассе. С этой стороны к нему примыкала высокая, в три этажа, оштукатуренная пристройка, на первом этаже которой размещались торговые помещения. Торговый этаж, на изображении XIX в. имеющий довольно широкие застекленные витрины, отделялся от верхних жилых этажей выступающим над стеной горизонтальным карнизом, под которым проходила полоса фриза с вывеской магазина. Вероятно, нижний этаж подвергался переделкам и имел в XVIII столетии оконные и дверные проемы меньшей ширины и высоты. Два следующих яруса пристройки были расчленены высокими вертикальными окнами, расположенными по два на каждом этаже и разделенными переплетами рам на восемь частей. Вокруг каждого окна светлым цветом выделены простые узкие наличники, возможно имевшие скромные профили с низким рельефом. Окна расположены на фасаде несимметрично, левый угловой простенок намного шире правого, который сделан скошенным, из-за срезанного угла дома. Простенок плавно расширялся в верхней части стены, почти под самым балконом, где срезанный угол плавно закруглялся.

Рис. 13. Шугассе № 1 – угол Ланггассе. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10].

Рис 14. Кёнигсберг. Шугассе № 1. Жилой дом. Фасад со стороны Ланггассе. [Bildarchiv Ostpreussen, № 13628].

Рис 15. Кёнигсберг. Шугассе № 1. Жилой дом. Фасад со стороны Ланггассе. [Bildarchiv Ostpreussen, № 13628].

 

Пристройка завершалась широким балконом с прочными деревянными балясинами и массивными перилами. На балкон выходила единственная дверь, над нею выделялся более темным цветом треугольный фронтон с полукруглым окном, разделенным на две равные части вертикальным переплетом. Выкрашенная в светлый цвет рама окна контрастировала с темной окраской фронтона. Дом был перекрыт крутой двускатной черепичной крышей. С левой стороны дома, граничащей с соседним зданием Ланггассе № 37, выделяются четыре высоких печных трубы, относившиеся, вероятно, поровну к обоим соседским домам. Передняя труба, перекрытая полуцилиндрическим дымником, явно относилась к печи, обогревавшей обширную пристройку углового дома

Рис 16. Фасад со стороны Шугассе. Ларс Ф. Литография: Кёнигсберг. Церковь Альтштадта и замок (площадь кайзера Вильгельма). 1936 г. Фрагмент. [Ларс Ф., Ед. хр. № 5361563].

Фрагмент фасада дома, выходящего на Шугассе, представил Ф. Ларс на литографии, выполненной архитектором в 1936 г. Гладкая оштукатуренная стена расчленена большими вертикальными окнами прямоугольной формы с мелкими переплетами. Три высоких окна, расположенные один над другим, освещали пристройку. Ф. Ларс слегка акцентировал срезанный угол дома и расширение стены пристройки под балконом. Окна, обрамленные узкими малозаметными наличниками, не имели ставен, что было характерно для большинства городских жилых домой в протестантских государствах. Ф. Ларс выделил пристройку с балюстрадой с частыми опорами, подчеркнув ее роль в качестве открытого балкона.

Источники и литература:

  • Ларс Ф. Литография: Кёнигсберг. Церковь Альтштадта и замок (площадь кайзера Вильгельма). 1936 г. // Музей Мирового океана (Калининград). Ед. хр. № 5361563.

  • План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.

  • Block F. Das Königsberger Bürgerhaus. Leipzig: Sonderdruck des Profanbau Verlag J.J. Arndt, 1929.

  • Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprеussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.

  • Wagner W. D. Reise in die alte Heimat. Königsberg und Ostpreussen in 1000 Bildern. Königswinter: Mathias Lempertz GmbH, 2011.

  • Warda A. Von 50 alten Häusern in Königsberg // Königsberger Hartungsche Zeitung. 1917. Nr. 198. S. 9. URL: https://zefys.staatsbibliothek-berlin.de/list/title/zdb/2812988X/