Рис. 1. Альтштедтише Ланггассе № 60. 1815 г. [План Кёнигсберга… Л. 3. Выкадровка. Упоминание: Boetticher A., S. 10].
Дом стоял на ответственном месте – на углу Альтштедтише Ланггассе и Альтштедтише Маркт (Альтштадского рынка). Судя по плану, здание занимало значительный участок: предположительно четыре-пять мерных прутов (старая кульмская мера – 4,7 м, новая мера – 4,32 м) вдоль Ланггассе и около 6 прутов вдоль рыночной площади. На карте М. Мериана (1652) запечатлено большое здание, располагавшееся напротив ратуши Альтштадта и соответствующее по размеру дому, стоявшему на той же, южной стороне улицы, на пересечении Ланггассе и Шмидегассе. Главным фасадом дом был обращен к рынку, его запечатлел в 1836 г. художник Ю. Кнорре (1807-1884). Приблизительный облик фасада, обращенного к Ланггассе, можно представить только по изображению на карте М. Мериана. Двухэтажный, перекрытый высокой двускатной крышей дом имел три входных проема первого этажа (возможно, это была торговая галерея) и четыре окна второго яруса. Над правой половиной протяженного фасада возвышался щипец с окошком, освещавшим мансарду.
Рис. 2. Кёнигсберг. М. Мериан. 1652 г. [Keller W.].
Рис. 3. Юлиус Кнорре. Сцена у фонтана. 1836 г. Фрагмент. [Meyer-Bremen R., Barfod J.]
Рис. 4. Юлиус Кнорре. Альтштадский фонтан в Кёнигсберге. 1836 г. Репродукция 1930 г. Источник.
Рис. 5. Юлиус Кнорре. Сцена у фонтана (Альтштадский фонтан в Кёнигсберге). 1836 г. [Julius Knorre…].
Юлиус Кнорре, сын художника Иоганна Фридриха Андреаса Кнорре (1763-1841), руководителя Кёнигсбергской художественной и рисовальной школы (позднее – Академия художеств Кёнигсберга), учился сначала в Кёнигсберге, продолжил обучение в Академии Художеств Берлина, затем в Дюссельдорфе и Риме. В 1841 г. после смерти отца он занял руководящий пост в кёнигсбергской художественной школе. В 1838 г. в Кёнигсберге была выставлена картина Ю. Кнорре «Альтштадский фонтан в Кёнигсберге» (написана в 1836 г.). Полотно носит явный отпечаток итальянских впечатлений мастера [Meyer-Bremen R., Barfod J., S. 15]. Более достоверным следует считать черно-белое изображение. Цветное полотно – возможно, более поздняя копия, приближенная к реалиям тогдашнего города, о чем свидетельствуют костюмы и прически персонажей, ставшие более простонародными, а также эскизная манера письма, обрезанный верх картины, поздние рельефные сандрики над окнами и другие признаки.
Ю. Кнорре написал свою работу в период пребывания в Академии художеств Дюссельдорфа (1835-1839), поэтому неясно: писал он картину по памяти или имел под рукой предварительные эскизы. Это существенный вопрос для данного исследования, связанного с визуальной реконструкцией облика Кёнигсберга второй половины XVIII – начала XIX вв. Представленный художником вытянутый в высоту трехэтажный дом, стоящий на перекрестке улиц, довольно узок, что не соответствует плану, имеет три оси на фасаде, перекрыт двускатной крышей. Верхний ярус украшен барочным щипцом с боковыми волютами и полукруглым фронтоном.
Облик углового дома, стоявшего напротив ратуши – центра общественной жизни Альтштадта, запечатлен на гравюрах и фотографиях XIX – начала XX вв. Он заметно видоизменялся со временем.
Коллекция фотографий и негативов Института истории искусства ПАН.
План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. // Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.
Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.
Julius Knorre URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Julius_Knorre?uselang=de
Keller W. Die schönste Sammlung alter deutscher Landkarten und Städteansichten. Gütersloh: Mohndruck Reinhard Mohn OHG, 1972.
Meyer-Bremen R., Barfod J. Frühe Ansichten Ost- und Westpreussens im Steindruck. Husum: Husum Druck- und Verlagsgesellschaft mbH u. Co. KG, 2001