Жилые дома
Альтштедтише Кирхенгассе №28
Альтштедтише Ланггассе № 52

Bürgerhäuser
Altstädtische Kirchengasse №28
Altstädtische Langgasse №52

Рис. 1. Виндгассе [План Кёнигсберга… Л. 3. Упоминание: Boetticher A., S. 10]

Севернее Ланггассе до Кирхенгассе располагалась улица Виндгассе, южнее ответвлялись Шугассе и Кремергассе, которая вела к Кремербрюкке (Лавочному мосту). В 1888 г. эти улицы были переименованы в Кантштрассе. На короткой и узкой улочке Виндгассе, тянувшейся вдоль церковного двора, стояло всего пять домов, обращенных к западному фасаду храма Святого Николая. Под башней церкви существовал проход, запечатленный на иллюстрации в книге К. Фабера, вышедшей в 1829 г. и на литографии архитектора Ф. Ларса, выполненной в 1936 г.

Рис. 2. Кёнигсберг. Храм Св. Николая. [Faber C., S. 36].

Рис. 3. Кёнигсберг. Альтштадский храм и замок (площадь кайзера Вильгельма). Ф. Ларс. 1936 г. [Jäger E., Schreiner R., S. 113].

К сожалению, жилая застройка улочки передана мастером весьма схематично. Квартал домов перед храмом Святого Николая довольно отчетливо прорисован на планах И. Беринга (1613 г.) и М. Мериана (1641 г.), представляющих собой панораму города, открывающуюся с высоты птичьего полета.

Рис. 4. Кёнигсберг. Вид с птичьего полета. И. Беринг. 1613 г. [Jäger E., Schreiner R.].

Рис. 5. Кёнигсберг. Вид с высоты птичьего полета. М. Мериан. 1641 г. [Jäger E., Schreiner R.].

Виндгассе № 1 – Windgasse № 2. Жилой дом – Bürgerhaus  

План В. Мюллера 1815 г. не отражает наличие пристроек, которые отчетливо видны на гравюре 1836 г. Красные линии фасадов на плане для всех улиц Альтштадта неизменно ровные. Здание представляло собой прямоугольное в плане сооружение, уходившее вглубь участка и завершавшееся полузастроенным внутренним двориком. На улицу Виндгассе дом выходил довольно широким, судя по плану, фасадом с высоким фронтоном.

Рис. 6. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография Мютцеля по картине К. Хюбнера. 1836 г. [Block F.; Meyer-Bremen R., Barfod J.].

Дом № 1 по улице Виндгассе не виден на литографии Мютцеля по картине К. Хюбнера (1836 г.), он скрыт многоэтажной пристройкой, относящейся к дому по Шугассе/угол Ланггассе.

 

Рис. 7. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография. До 1850 г. [Источник: Открытые ресурсы Интернета]

 

На следующем, более позднем городском пейзаже, судя по подросшим деревьям и появлению ограды вокруг Кирхенплац (Храмовой площади), дом № 1 изображен более отчетливо.

 

Жилой дом представлял собой вытянутое в глубину квартала четырехэтажное здание, перекрытое двускатной, традиционно крутой, вероятнее всего, черепичной кровлей. Остроугольную крышу закрывал высокий фронтон с плавно вогнутыми скатами, увенчанный вверху горизонтальным профилированным карнизом. Фронтон, не имевший окон, отделялся от поля нижележащих стен горизонтальными профилированными тягами.

Рис. 8. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография. Фрагмент. Вид дома № 1 по Виндгассе

К первому этажу примыкала одноэтажная пристройка, перекрытая пологой односкатной крышей, выровненная на линии улицы с пристройкой к жилому дому по Виндгассе № 2. Как и многие другие здания Альтштадта, дом № 1 был поднят на высокий цокольный этаж, в котором размещался подвал, куда с улицы вела низкая дверь и три приземных горизонтально вытянутых окна. В центре пристройки располагался высокий портал входа, возможно декоративно оформленный в виде заглубленного пилястрового портика с полуциркульной аркой, опирающейся на рельефно выступающий профилированный карниз. За порталом скрывалась лестница, ведущая к верхним жилым этажам и ярусу пристройки. По сторонам входа имелись высокие, вертикально вытянутые оконные проемы. Второй и третий этажи жилого дома членились на 4 оси – по числу вертикальных окон, расположенных симметрично. На четвертом ярусе размещалось три окна меньшего размера, чем на основных этажах.

Виндгассе № 2 – Windgasse № 2. Жилой дом – Bürgerhaus  

Дом № 2 по улице Виндгассе едва виден на литографии Мютцеля по картине К. Хюбнера (1836 г.), он скрыт многоэтажной пристройкой, относящейся к дому по Шугассе № 1.

Рис. 9. Фрагмент литографии с видом дома № 2 по Виндгассе. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография Мютцеля по картине К. Хюбнера. 1836 г. [Block F.; Meyer-Bremen R., Barfod J.].

Жилой дом представлял собой вытянутое в глубину квартала трехэтажное здание, перекрытое двускатной, традиционно остроугольной черепичной кровлей. Скаты крыши закрывал высокий щипец с плавным полуциркульным барочным завершением: от гладкой поверхности оштукатуренных стен он отделялся аттиком, выделенным внизу и вверху профилированными карнизами.

 

Как и многие другие здания Альтштадта, дом № 2 был поднят на высокий цокольный этаж, в котором размещался подвал, куда с правой стороны улицы вели дверь и ступеньки.

Рис. 10. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография. До 1850 г.

На следующем, более позднем городском пейзаже, судя по подросшим деревьям и появлению ограды вокруг Кирхенплац (Храмовой площади), дом изображен более отчетливо.

Рис. 11. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография. Фрагмент. Вид дома № 2 по Виндгассе

Дом имел трехосевой фасад, перед которым возвышалась двухэтажная пристройка с пологой односкатной крышей. Она перегораживала тротуар для пешеходов. Над входом в подвал располагалось восьмичастное вертикально вытянутое окно с подчеркнутым горизонтальным членением переплетов, делившим оконный проем на две равные половины. Отличительной чертой окна первого этажа здания были ставни – в протестантских странах было не принято закрывать окна шторами или ставнями, это противоречило протестантской этике повседневной жизни, где нет секретов от общества. Обычно наличие ставен означало, что в доме расположена торговая лавка. Окна второго яруса пристройки имели меньшую высоту, зато третий этаж основного объема освещали необычно высокие для верхних этажей вертикальные восьмичастные окна. С правой стороны фасада был расположен входной проем, к которому вели лестничные ступени, начинающиеся от линии поверхности фасадной стены и уходящие вверх и вглубь дома.

Виндгассе № 3 – Windgasse № 3. Жилой дом – Bürgerhaus.

Дом № 3 по улице Виндгассе представлял собой прямоугольное в плане жилое сооружение, уходящее вглубь участка и завершающееся внутренним двориком, застроенным с южной стороны служебными постройками. На улицу Виндгассе дом выходил довольно широким, судя по плану, фасадом с высоким фронтоном и располагался напротив башни храма Святого Николая. Дом № 3 по улице Виндгассе хорошо виден на литографии Мютцеля по картине К. Хюбнера (1836 г.).

 

Рис. 12. Фрагмент литографии с видом дома № 3 по Виндгассе. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография Мютцеля по картине К. Хюбнера. 1836 г. [Block F.; Meyer-Bremen R., Barfod J.].

На следующем, более позднем городском пейзаже, судя по подросшим деревьям и появлению ограды вокруг Кирхенплац (Храмовой площади), дом почти полностью скрыт соседним зданием – Виндгассе № 2. Это изображение дает весьма приблизительный облик жилого дома, например, видные 5 осей третьего этажа не соответствуют облику дома на литографии 1836 г.

 

Рис. 13. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография. До 1850 г. Фрагмент – жилой дом № 3.

Четырехэтажный жилой дом с мансардой представлял собой вытянутое в глубину квартала трехэтажное здание, перекрытое двускатной, традиционно крутой черепичной кровлей. Скаты крыши закрывал высокий щипец, треугольник нижней части щипца переходил в высокий постамент — аттик, завершающийся плавно изогнутым полуциркульным барочным фронтоном. Карниз декоративного фронтона довольно далеко выступал за пределы постамента, дополняя выразительный силуэт увенчания фасада. Линия фронтона подчеркивалась рельефно выделенными архитектурными профилями. Мансарда, закрытая щипцом, была двухэтажной, она отделялась от нижних, основных широких этажей профилированным карнизом. Верхний ярус мансарды (или чердачного этажа) освещался посредством вертикального прямоугольного окна с многочастными переплетами. В нижнем ярусе было сделано два симметричных окна, этот ярус обрамляли широкие лопатки, завершающиеся горизонтальными рельефными профилями, подчеркивавшими деление мансарды на ярусы.

 

Нижняя часть дома представляла собой четырехосевой фасад без высокого цокольного этажа, что нетипично для Альтштадта. Высокие вертикальные окна с частыми переплетами на фасаде расставлены необычайно часто, почти не оставляя простенков. Вход в здание располагался почти на уровне земли, внутрь вели лишь две ступени, что говорит о том, что на нижнем этаже могла размещаться лавка, поэтому окна по сторонам входа имели ставни.

Кирхенгассе № 28 (угол Виндгассе) – Kirchengasse № 28 (Ecke Windgasse)

Жилой дом – Bürgerhaus

Здание представляло собой прямоугольное в плане сооружение, уходящее вглубь участка и завершающееся наполовину застроенным внутренним двориком. На улицу Виндгассе дом выходил довольно широким, судя по плану, фасадом.

 

Дом № 28 по улице Кирхенгассе, выходящий главным фасадом на Виндгассе, хорошо виден на литографии Мютцеля по картине К. Хюбнера (1836 г.).

 

Рис. 14. Фрагмент литографии с видом дома № 28 по Кирхенгассе с фасадом по улице Виндгассе. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография Мютцеля по картине К. Хюбнера. 1836 г. [Block F.; Meyer-Bremen R., Barfod J.].

 

Трехэтажный жилой дом с мансардой, поднятый на высокий цокольный этаж, представлял собой вытянутое в глубину квартала здание, перекрытое крутой полувальмовой черепичной крышей. В цокольный, подвальный этаж вели низкие дверцы и приземные окна-отдушины. Вход в дом, стоявший на углу Виндгассе и Кирхенгассе, очевидно, был расположен со стороны Кирхенгассе.

 

Стены здания были гладко оштукатурены. Его единственным украшением служили окна с многочастными переплетами. Дом имел четырехосевой фасад с высокими вертикальными окнами, над которыми были сделаны горизонтальные выступающие карнизы, опирающиеся на консоли. Окна третьего этажа были сделаны существенно менее высокими, чем окна первого и второго ярусов.

Ланггассе № 52 (угол Виндгассе) – Langgasse № 52 (Ecke Windgasse) Жилой дом – Bürgerhaus

Рис. 15. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. Литография Мютцеля по картине К. Хюбнера. 1836 г. [Block F.; Meyer-Bremen R., Barfod J.].

 

В качестве образца для визуальной реконструкции дома можно использовать цветную литографию «Рыночная площадь в Хайльсберге» (по рисунку Шоенке выполнил гравер Бильс. 1830-1835 гг.) или «Вид Старого рынка в Эльбинге» (литография И. Хоорна, 1830 г.).

Рис. 16. Рыночная площадь в Хайльсберге» (по рисунку Шёнке выполнил гравер Бильс.1830-1835 гг.) [Meyer-Bremen R., Barfod J.].

Застройка рыночных площадей в Хайльсберге (совр. Лидзбарк-Варминьски, Польша) и Эльбинге (совр. Эльблонг, Польша) типична для балтийского региона, особенно завершения щипцов на торцевых фасадах. Торговые галереи нижних этажей в Кёнигсберге практически не встречались.

 

Рис. 17. Вид Старого рынка в Эльбинге. Литография И. Хоорна, 1830 г. [Meyer-Bremen R., Barfod J.].

На литографии, выполненной до 1850 г., изображен фрагмент фасада трехэтажного дома с мезонином, поднятый на высокий подвальный этаж.

Рис. 18. Кёнигсберг. Альтштедтише Кирхенплац. До 1850 г. Фрагмент. [Источник: Открытые ресурсы Интернета]

Трехэтажный угловой дом № 52 на Альтштедтише Ланггассе протянулся вдоль Ланггассе длинной стороной с двумя входными проемами. Дом перекрыт высокой двускатной крышей, торцевая сторона с традиционным остроугольным щипцом, позднее замененным верхним полуэтажом, обращена к западному фасаду храма Святого Николая.

 

В отличие от соседних зданий, имевших пристройки со стороны Виндгассе, угловой дом подобных пристроек не имел. Дом украшали только вертикально вытянутые окна и входной проем первого этажа, имевшие простые наличники на верхних ярусах здания. Мезонин, возможно, появился в первой трети XIX в., когда вошло в моду заменять высокие щипцы, закрывавшие крутые скаты крыш, на дополнительные этажи, перекрытые обычно вальмовыми черепичными крышами.

Источники и литература:

  • План Кёнигсберга с пояснительным текстом. Гравировал Карл Маре (Берлин). Составил Валериан Мюллер. 4 печ. листа. 64 х 50 см. 1815 г. // РГВИА (Москва). Ф. 432. Оп. 1. Д. 2578. Л. 1-4.
  • Block F. Das Königsberger Bürgerhaus. Leipzig: Sonderdruck des Profanbau Verlag J.J. Arndt, 1929.
  • Boetticher A. Die Bau- und Kunstdenkmäler der Provinz Ostpreussen. Im Auftrage des Ostprеussischen Provinzial-Landtages. Heft VII. Königsberg. Königsberg: Kommissionsverlag von Bernh. Grichert. 1897.
  • Faber C. Taschenbuch von Königsberg. Königsberg: in der Universitäts Buchhandlung, 1829.
  • Jäger E., Schreiner R. Das alte Königsberg. Veduten aus 400 Jahren. Regensburg; Grünstadt: Garamond-Verlag, 1987.
  • Meyer-Bremen R., Barfod J. Frühe Ansichten Ost- und Westpreussens im Steindruck. Husum: Husum Druck- und Verlagsgesellschaft mbH u. Co. KG, 2001.